открылся сайт посвященный племени Меря

разговор в приятной компании
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Дорога к Предкам. Некрополь мерянского Плёса.

Изображение
Холодная гора. Автор: Шубкин Сергей

Плёсский домонгольский некрополь, сохранившийся до наших дней без существенных повреждений, с полным основанием можно отнести к числу редких, если не сказать уникальных, археологических комплексов Мерянии. В силу ряда обстоятельств, он на сегодняшний день оказался практически единственным источником по погребальному обряду жителей малого города восточной части Волго-Клязьминского междуречья. Памятник расположен в черте современного города, в его парковой зоне, на горе Холодной. Это - восточная оконечность исторической части Плёса, и, таким образом, к моменту ордынского разорения могильник находился непосредственно над усадьбами домонгольского посада, шедшими цепочкой вдоль берега Волги.

Изображение
(рис.1) Топосъемка некрополя домонгольского Плёса. (по П.Н. Травкину)

Холодная гора представляет собой мыс коренного правого берега между двумя открывающимися в долину реки оврагами. Границей площадки, занятой курганными насыпями, с запада и востока служат крутые склоны, а с юга - группы больших ям, оставшихся здесь, по некоторым данным, после забора глины для гончарных работ ещё в недавние времена. Непосредственно между ямами и курганными насыпями хорошо прослеживается серповидныой формы канава, идущая от одного оврага до другого. Канава имеет ширину 1,5 - 2 м и изогнута в противоположную от курганов сторону (рис.1).

Читать далее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predka ... -05-22-572
Аватара пользователя
Птица Ксеникс
Администратор
Сообщения: 1046
Зарегистрирован: 05 апр 2007, 22:11
Откуда: извне

Сообщение Птица Ксеникс »

Всё-таки как-то странно получается. Постоянно какое-то манипулирование фактами, хотя многие исследователи "потаённой мери" проделывают немалую работу и действительно что-то изучают. Но всё же: (выдержка с сайта)
МЕРЯНСКИЕ ФАМИЛИИ ГАВРИЛОВА ЯМА
Андрей Шаронов (возможно от шар, сар - на русском севере «шар»— «пролив» от прибалто-финского saari), Марина Щугарева (шӱгӧ - короед. или шӱгар - могила), Анна Кувашина (Кава, кува - бабушка, старуха), Анастасия Уколова (оккӱл - ненужный, лишний;), Екатерина Сарычева (сар - желтый, война), Светлана Сарыгина (сар - желтый, война), Кирилл Кувинов (Кава, кува - бабушка, старуха), Артём Баданов (бадан - 'озеро на сенокосных угодьях' костромск. вӱдан - водянистый, затопляемый, заливаемый, заливной), ульяна ваганова (Ваге, вага - рычаг.), Наталья Чувагина (Ваге, вага - рычаг.) ....
и т.д.

Ну с каких пор "сар" - жёлтый это мерянское слово? Это тюркский корень, во всех тюркских языках он есть. И правда означает жёлтый. Только финно-угры тут не при чём. То же и с Уколовой - неужели это единственный вариант? И Баданов, чуть далее на той же странице Чуваков объявлен старинной мерянской фамилией, хотя слово "чувак" тоже довольно спорное и более тюркское нежели финно-угорское. Странно всё это.
Не одна дорога ведёт в Рим...
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

ШУНГА - костромской мерянский угол

Изображение
Костромка: безмолвие

Шунгá – удивительный уголок Костромского края с неповторимым ландшафтом и непростой своеобычной судьбой. Старинный мерянский клин на наиболее удобных и плодородных землях возле самой Костромы. Свидетель и участник ключевых моментов духовной и политической жизни России. Оплот и убежище людей независимых, трудолюбивых, домовитых. Крепких сохранением традиций. Местные жители в названии села делают ударение на второй слог. Хотя, в форме прилагательного - "Шунгенский" подразумевается ударение на первый слог...

Изображение

Название "Шунга" можно интерпретировать с помощью близкого к мерянскому марийского языка: от "шун" - глина + гидроформант "-га".
Однако, хотя в округе глины достаточно, сама Шунга расположена на оставшемся от приледниковых водных потоков дюнно-наносном песчаном всхолмлении.

К окружающим Шунгу условиям ландшафта более подходят саамские лексемы:
suenn - заливные покосы на болоте, уголок болота;
sunka - угол; потайное место;
sonkkelo - угол; окраина;
*soann'k, *sang - крайняя часть озера, залива.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/shunga_kostroms ... -06-10-580
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Добродомов И.Г. Из мерянского вклада в русское словопроизводство

Изображение

Сегодня использование языковых материалов для исторических разысканий относится к числу не очень популярных областей как исторической, так и лингвистической науки, ибо элементы риска здесь слишком велики и ошибки весьма вероятны. Валерий Петрович Яйленко в своем научном творчестве органически сочетает исторические и филологические методы обращения с материалом.

В подражание юбиляру в данном этюде я постараюсь связать современные языковые данные с этнографией России. Недавно было обращено внимание на три наречия с первым компонентом впол-, получивших странное противопоставление по характеристике: «В системе словообразовательных метафор наречия занимают незначительное пространство... Тем не менее можно выделить две группы наречий, характеризующих: а) речемыслительный процесс: вполголоса. Не громко, не полным, пониженным голосом (говорить вполголоса); вполуха. Прост. Без достаточного внимания (слушать вполуха)... и б) степень проявления действия или состояния: ... вnолноги. Разг. Не в полную силу; слабее, чем можно было бы (учиться вполноги)>> [Козинец, с. 80].

Надо сразу же подчеркнуть, что в рассматриваемых образованиях нет ничего метафорического: здесь речь может идти о разновидности метонимии -синекдохе, где целое называется по части или часть по целому.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/dobrodomov_i_g_ ... -06-14-581
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Дорога к Предкам. Святыни Борисоглебской земли.

Изображение
Синий камень-чашечник из Свагуново

Цель нашей поездки - местность между Борисоглебом и Ростовом называемая "Островна". Это островок леса в 4 км от Свагунова и Сидорково находящийся среди бывшего болота. Болото осушили мелиораторы, нарыли канав. Раньше здесь было очень много гонобобеля, теперь вся экосистема нарушена, болото осушено, местные жители только за клюквой ходят.

Изображение

Около Островны издавна лежит большой "Синий камень". Он действительно серо-синего оттенка. Очень рельефный, похожий на медведя (культового мерянского зверя). Информацию о нем мы узнали от ярославского краеведа и художницы Наталии Бутусовой. По ее словам сейчас Синий камень врос в землю на 1/3 своей высоты. Старожилы рассказывали, что были об этом камне поверья в старину, но никто сейчас их уже не помнит.

Изображение
Синий камень-чашечник с "Островны"

Остались только смутные воспоминания об этом камне как «нечистом месте». Сообщали, что когда-то около «Синего камня» обнаружили умершую женщину, которую «завело»

Любопытно, что это камень чашечник. Камни чашечники, это камни на которых есть мелкие, правильной формы ямочки. На его поверхности как раз находится такая рукотворная чашечка.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_mere_s ... -07-04-595
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.

Изображение
Д. Зманово Борисоглебского района Ярославской области. Крест и развешанная одежда у источника Преподобного Иринарха. 2002. Фото автора.

Неотъемлемым элементом меряно-русских народных верований выступает культ деревенских святынь. Санкт-петербургский исследователь А.А. Панченко, введший в научный оборот термин «деревенские святыни», объединял этим определением искусственные и природные объекты, почитание которых не предусмотрено каноническим церковным обиходом. В настоящем сообщении мы попытаемся изучить данное явление в контексте традиционной культуры южных районов Ярославской Мерянии – Борисоглебского, Переславского, Ростовского и Угличского. В XIX – начале XX вв. здесь располагались Переславль-Залесский уезд Владимирской губернии, Ростовский и Угличский уезды Ярославской губернии.

Тема культа местно-чтимых святынь в Ярославском крае неоднократно привлекала внимание исследователей. В то же время многие источники по данной проблеме до сих пор не опубликованы и требуют дальнейшего изучения. Цель настоящего сообщения – ввести в оборот новые данные по названной теме и проанализировать их.

Изображение

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/derevenskie_svj ... -07-16-599
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Страсти по Плёсскому камню… Или конец вечного покоя?

Изображение
на старом месте у дома на ул. Ленина

Вы думаете, что маленький г. Плёс – это река Волга, тишина и покой, Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой, современные художники? Как бы не так… Похоже, что прямо на наших глазах происходит совершенно грубое, исключительно волевое разрушение исторически-сложившегося образа заповедного города и насаждение искусственного имиджа Плёса, как столицы некой «Потаённой России», о чём туристам и горожанам неоднократно напоминают громадные баннеры, развешанные по всему городу. Поводом к такому невероятному смещению культурно-исторического акцента послужила незатихающая история, связанная с уникальным фактом сохранения на одной из улиц города культового языческого камня фаллической формы.

Изображение

http://merjamaa.ru/news/strasti_po_kamn ... -07-19-607
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Массированной славянской колонизации Ростовской земли не было

Изображение

Самое интересное для меня в нашей археологии последних двадцати лет - переход от схемы, когда ученые лишь иллюстрировали почти умозрительные выводы, полученные романтичными кабинетными классиками XIX - сер. XX вв. к собственно науке. Так, к примеру, мнение о "повсеместном распространении курганов в Ростово-Суздальской земле" и представление о курганах как об "обязательных атрибутах древнерусского сельского ландшафта" было аксиомой, и лишь специалистам масштаба Николая Андреевича Макарова ( дир. института археологии РАН) сейчас удается выявить слабость оснований этих взглядов.

Мнение сложилось после массовых археологических раскопок графа А.С. Уварова в середине XIX века, когда во Владимирской и Ярославской губерниях было исследовано около 7500 курганов. В дальнейшем материалы владимирских курганов привлекались при решении вопросов о появлении славян в Волго-Клязьминском междуречье и их взаимодействии с субстратным финским населением - мерей (так как мерянские украшения в этих курганах были достаточно многочисленны). Возникла гипотеза о массовой колонизации региона славянами из Новгорода в IX-X вв. (а то и раньше), господствовавшая почти весь ХХ в.

Первые проблемы для этой идеи возникают в 1980-х гг., когда исследования В.А. Лапшина показали: самые первые и очень немногочисленные следы славян появляются лишь со второй четверти X в., а уверенно говорить о появлении в регионе славянского населения можно лишь в XI в.

Одновременно выясняется, что курганы с сожжениями - т.е. курганы раннего периода (IX - перв. пол. Х вв.) в могильнике Тимерево содержат материалы скандинавского и финского (прибалтийского и поволжского) происхождения, но говорить о "славянском комплексе" в них трудно. А это - уникальный памятник для региона, других ранних курганов тут нет.

Тогда же появились работы Е.А. Рябинина, показывающие отсутствие в Ярославском и Костромском Поволжье следов новгородских словен - сопок, ромбощитковых височных колец, каменных обкладок курганов. Гипотеза XIX века о словенах как колонизаторах региона в итоге отметается как безосновательная.

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/massirovannoj_s ... -08-14-620
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 2

Изображение

Ель в рыболовных и охотничьих обрядах

Связь ели с иным миром и миром духов леса определила ее место в охотничьей и гадательной магии. Н.А. Лаванен пишет, что в Карелии и Финляндии ель использовалась в качестве своеобразного жертвенного алтаря: охотник выбирал в лесу невысокую, густую ель, ветви которой смотрят вниз, в землю(23), на ветви клал ольховую щепку - это была столешница, и на этот алтарь-стол Тапио (Tapion kammen – ладонь Тапио) охотник приносил бескровную жертву - воду, пиво, вино, муку, колосья. Перед началом охоты у стола Тапио он обращался к духу с заговором:

Наведи охотника на тот остров,
На тот пригорок приведи,
Где ели с цветущими вершинами,
Осины со звенящими поясами(23).

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/o_chem_molchat_ ... -08-20-621
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Святыни кривичско-мерянского пограничья

Изображение

2 сентября краеведы кривичского эко "Твержа" и краеведы мерянского эко "Metsa Kunnta" провели совместную экспедицию по сакральным объектам народного культа Кашинского района Тверской области. Земля Кашина это древнее балто-финнское пограничье кривичей и меря, являвшееся в р.ж.в и в средние века зоной активной аккультурации наших людей. Здесь, на загадочной речной петле на рубеже XII-XIII веков возник город Кашин, ставший центром самостоятельного княжества, вошедшего позднее в состав Твери,и потом Москвы. Бытующая здесь местная легенда гласит, что город был основан в середине XII столетия суздальским князем Юрием Долгоруким.

Изображение
Синий камень

Название городу дала река Кашинка, в старину - Кашина, или Каша. Название ее, очевидно, финского происхождения. Племя меря, которое принадлежало к этой этнической группе, населяло этот край вместе с балто-кривичами до освоения верхневолжской территории русскими князьями, начавшегося в XII столетии. Память о них сохранилась и в более позднее время в наименованиях мерянских этно-территориальных образований в составе Московского государства - Мерецкого и Чудского станов Кашинского уезда 15-17 веков.

http://merjamaa.ru/news/svjatyni_krivi ... -09-17-637[/img]
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Ростов реальный и легендарный. К 1150 летию города.

Изображение

В начале сентября Ростов Великий отметил свой юбилей - 1150 лет. Представляем вашему вниманию виртуальную выставку художников из Карабихи Наталии и Владимира Бутусовых "Путешествие по Ростовской земле". Это этюды, зарисовки, картины по сказаниям Ростова Великого. Приятного просмота и мысленного путешествия по сказочной Ростовской земле!

http://merjamaa.ru/news/rostov_realnyj_ ... -10-01-642
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Культ предков. Родительская суббота в Кострома кундем.

Изображение
Поминальный костер у андреевского камня следовика-чашечника

В Родительскую субботу, московский актив "Metsa Kunnta" совместно с костромскими краеведами побывал на священных камнях в районе Сусанино и Островского в Кострома кундем, где почтили память предков и зажгли поминальные свечи.

Изображение

Мерянская традиционная религия - это народное православие, в котором переплелось язычество и христианство. Наше православие идёт не из интернета и политики, а от студеных источников родной Мерьямаа. Наших священных камней, множества старых обрядов, мерцания лампады у бабушки в глухой избе и её наивных и тёплых искренних молитв, уважения к покойным предкам, уважения к ритму природы и гармонии человеческой жизни на Земле, красоты бронзовых старообрядческих икон, сказок нашего народного святого Ефима Честнякова и Святых Отцов, общения с мудрыми сельскими священниками и деревенскими знающими.

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/kult_predkov_ro ... -11-08-660
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Потаенная меря. Мерянские фамилии Судиславля. Ономастика и антропология.

Изображение

В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов, Нерехта, Борисоглеб, а так же их окрестностей. Сегодня мы переносимся на 150 километров к востоку от Нерехты, на берега реки Корба. Поселок Судиславль находится в 57 километрах от Костромы почти строго на восток по дороге в Галич Мерьский: от него до Галича Мерьского еще около семидесяти километров. Он стоит на реке Корба, впадающей в Андобу, которая в свою очередь течет в реку Кострому.

Читать - http://merjamaa.ru/news/potaennaja_merj ... -12-11-676[/img]
Аватара пользователя
Иванов
_
_
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 08 июл 2009, 10:20

Сообщение Иванов »

mod-mod писал(а):В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов
Меря не потаённая, но меря же...
Вложения
24cdf4ec3d3047c4a52b2f3bcc4e1429.jpg
24cdf4ec3d3047c4a52b2f3bcc4e1429.jpg (61.55 КБ) 7646 просмотров
...покинул он свою родину и озеро своей родины...
Аватара пользователя
Иванов
_
_
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 08 июл 2009, 10:20

Сообщение Иванов »

Простые Русские Люди.
Вложения
391122-vmesto_nih_nam_naviazyvaiut_putina_abramovicha_prohorova_kadyrova.jpg
391122-vmesto_nih_nam_naviazyvaiut_putina_abramovicha_prohorova_kadyrova.jpg (117.66 КБ) 7644 просмотра
...покинул он свою родину и озеро своей родины...
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Ученый РАН: "Исконно русское имеет зачастую финское происхождение" (видео)

Изображение

Лектор: доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений
Института российской истории РАН Вадим Винцерович Трепавлов. -

[Ключевский
и Мавродин] убедительно доказали, что происходило, по большей части,
мирное смешение пришлого [славяне] и коренного [финны] населения. Волны
славян как бы перекатывались через финнов, оставляя рядом свои поселки.
Конечно, тут неизбежно были смешанные браки, целые роды переходили на
славянский - назовем его позднее русский - язык, и конечно, следы этого
древнейшего населения остались навеки в русской культуре, да и не только
в культуре.

http://merjamaa.ru/news/svsvvv/2012-12-21-691
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

РАН: Меряне и Древнерусское государство

РАН: Меряне участвовали в формировании Древнерусского государства без присутствия славян.

Изображение

...включение северо-восточных (ростовских) земель в состав Древнерусского государства традиционно рассматривается как следствие славянской колонизации. Однако археологические данные позволяют подтвердить достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории и получить о ней более детальное представление. (Леонтьев А.Е. На берегах озер Неро и Плещеево // Русь в IX-X веках: археологическая панорама. М.-Вологда, 2012. С. 163)

Подробности - http://merjamaa.ru/news/merja_uchastvov ... -01-12-697
mod-mod
_
_
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 21:20

Сообщение mod-mod »

Утка, Конь, Олень - шелестящие обереги.

Изображение


В захоронениях финно-угорских народов, населявших Центральную Россиию, европейский Север и просторы Западной Сибири уже в эпоху неолита (III-II тысячелетия до н. э.), археологи во множестве находят так называемые шумящие подвески геометрической формы и подвески, изображающие зверей и птиц. Первоначально они возникли как непременная деталь шаманского наряда - парки, помогающая шаману в общении с духами.

http://merjamaa.ru/news/utka_kon_olen_s ... -01-23-700[/img]
Аватара пользователя
Иванов
_
_
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 08 июл 2009, 10:20

Сообщение Иванов »

Страшна, как смертный грех, без славян плохо было бы.
Сейчас супротив Русских выступают ещё и "поморяне".
Ну да нам росомонам не привыкать.
Вложения
xyz.JPG
xyz.JPG (59.77 КБ) 7608 просмотров
...покинул он свою родину и озеро своей родины...
Ник
_
_
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 23:59
Откуда: Галич

Сообщение Ник »

Уважаемый, Иванов! Тут нет противоречий. Просто славян нам всё время навешивала Москва ещё со времён московских князьков, чтобы оправдать как-то своё отношение к власти. Сейчас появилось, в связи с 1150-летием Великого Новгорода и Российской государственности, много исторических материалов, основанных на археологических раскопках и документах зарубежных архивов. Были проведены генетические исследования населения европейской части России, которые показали, что южные славяне проникли на Север где-то до середины Нижегородской области. Мы же здесь все угро-фины-меря. И роднились мы не с южными славянами, а с Новгородцами и кривичами. Так было угодно властям, приписавшим, что и название Галич пришло к нам от Галича-Волынского, хотя ещё в 1910 году историк Экземплярский, основываясь на раскопках Уварава, писал, что Галич на языке меря – это многолюдный город и никакого отношения к Галичу южному не имеет. Нам всегда навязывали, что Русское государство пошло от Киева. Наоборот, Это Рюрик пришёл с россами в Великий Новгород. Здесь уже жили люди, которые занимались торговлей, знали морские пути, контактировали с Западной Европой. Но властям, по каким-то причинам, не выгодно было об этом говорить, поэтому были уничтожены летописи, собранные в 19 веке Тычинкиным, поэтому в наших местах практически не проводились систематические серьёзные археологические раскопки. Об этом сейчас говорят практически все. И русский народ – это далеко не славяне. Русский народ – это огромная общность людей, которые испокон века жили и живут на своей территории, которую ни кто не завоёвывал, не грабил, а культура одного народа соединялась с культурой другого через родственные связи, через объединение семей.
Ответить