Образ города

история и современность
Аватара пользователя
Тоха
Администратор
Сообщения: 11389
Зарегистрирован: 13 фев 2007, 15:31
Откуда: Галич

Сообщение Тоха »

Стараниями Михаила на сайте в разделе "История" появился иллюстрированный буклет "Город у синего озера", его можно скачать в формате PDF (2.5 метра).
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2877
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Тоха писал(а): в разделе "История" появился иллюстрированный буклет "Город у синего озера",
Это буклет, изданный еще при Зиминой, предположительно в 1998 году, в преддверии 840-летнего юбилея города. Текста там мало, зато неплохие фотографии, ну и определенный исторический интерес он также уже представляет, всё же 10 лет с тех пор прошло.
Ник
_
_
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 23:59
Откуда: Галич

Сообщение Ник »

Михаил, то что нарисовано на акварели по интересующим Вас церквям, художник их изобразил в очень интересной пропорции. В стилизации под иконы. Поэтому они получились удлинёнными по высоте. На том фрагменте, что Вы выделили за кроной дерева, нижний угол слева - крест на святых воротах Богоявленской церкви. Далее - летняя церковь Богоявления. Она снесена, на её фундаменте сейчас магазин "Вариант", так кажется. За крестом главы летней церкви просматривается крест колокольни церкви Богоявления. Её тоже нет, сейчас раскопан фундамент колокольни. Рядом зимняя церковь Богоявления. она существует и сейчас передана церкви. Далее колокольня церкви вл. Варвары и сама церковь. И далее колокольня Староторжского монастыря. Последняя колокольня и церковь Варвары( у ней колокольня ниже купола), вообще выполнены с искажениями, но это знают только Галичане
liubovi
-
-
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 20:39
Откуда: Moldova

Сообщение liubovi »

Vsem dobrii ve4er,segodnea stishok o Gali4e nashla:)
Я вырос в городке заштатном,
Среди упряжек и рогож
И не был на район плакатный,
По счастью, город мой похож.
Над сонным озером вставал он,
Как терем сказочных времён,
Насыпанным издревле валом
От вражьих полчищ обнесён.
(Яков Л.А.)

:)
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2877
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Этот стишок есть на этом сайте в разделе История\Поэты и писатели галичской земли\Я.Л.Аким - целиком? Нет, к сожалению, не целиком. Целиком см. http://www.obsudim.net/Akim.htm
Последний раз редактировалось Mikhail 06 дек 2007, 00:01, всего редактировалось 1 раз.
liubovi
-
-
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 20:39
Откуда: Moldova

Сообщение liubovi »

Есть города, история которых имеет особую притягательную силу. К таким городам, безусловно, относится Галич, обладающий удивительной привлекательностью и своеобразием.

Растянувшаяся почти на четыре километра вдоль берега огромного Галичского озера пестрая полоска домиков красива особенно с воды. Задумавшись о далеком прошлом города, можно вполне явно представить себе, как тысячу лет назад на выдолбленном из огромного бревна челне бороздили водную гладь озера рыбаки обрусевшего племени меря. Однако меряне не были первыми жителями заволжских земель.

Еще задолго до них на берегу Галичского озера и в окрестностях устраивал свои стоянки человек эпохи неолита. Племя меря упоминается на первых страницах «Повести временных лет». Меря помогала князю Олегу в 882 году взять Киев, участвовала в походе на Константинополь, когда в 907 году князь Олег гордо прибил щит, «показующе победу» на воротах Царьграда. Это последняя письменная дата, говорящая о меря. Но память об этом народе уцелела в древнем наименовании города – Галич Мещерский.

Начало XX века

Трудно точно ответить, когда возник Галич Мерьский. Первое документальное известие о заволжском городе относится к 1237 году. Уже в это время город был значительным населенным пунктом. Его мощные по тому времени земляные укрепления увенчивали гору и в виде огромной подковы спускались к озеру. Время сооружения этих валов относится к середине XII века.

Скорее всего, Галич был основан Юрием Долгоруким, тщательно укреплявшим границы Ростово-Суздальской земли.

В 1246 году Галич стал стольным градом самостоятельного Галичского княжества. Родоначальником первой династии Галичских князей был сын великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича - Константин, родной брат Александра Невского

Затерянный среди глухих заволжских лесов город сравнительно мало пострадал от монголо-татарского нашествия и продолжал развиваться. Неудивительно, что он привлек внимание дальновидного московского князя Ивана Калиты, включившего в 1363 году княжество в состав московских земель. В 1389 году Галич вместе с подмосковным Звенигородом отошел ко второму сыну Дмитрия Донского Юрию, вошедшему в историю как Юрий Звенигородский. После смерти своего старшего брата Василия Дмитриевича (1425 год) Юрий заявил о своих правах на московский престол. Началась знаменитая "феодальная война" XV века, которую после смерти Юрия Звенигородского продолжил его сын Дмитрий Шемяка. Опорным пунктом Шемяки в борьбе за московский престол стал Галич, где были построены мощные укрепления. Крепостные валы сохранились до наших дней вместе с названием - Шемякина гора.

Однако мощные стены и башни не помогли мятежному князю. Народ, уставший от междоусобиц, в 1450 году открыл городские ворота законному государю Руси - великому князю московскому Василию II Тёмному. Шемяка бежал в Новгород, где вскоре был отравлен. А Галицкая земля теперь уже окончательно вошла в состав единого русского государства.

В 1608-1613 годах город был сожжен польско-литовскими войсками, но к концу века отстроен заново. С тех пор ведет спокойную жизнь провинциального городка.

Рассказ о достопримечательностях города я начну с описания Паисиева Успенского монастыря, который, вырвавшись из плена городской застройки, расположился на одной из возвышенностей, окружающих город с юга. Примерно 600 лет назад на горе Краснице возник монастырь. Стоит сказать отдельно о дороге, ведущей к монастырю. Пожалуй, трудно найти более простой и сильный образ Древней Руси, чем эта, бегущая среди полей и перелесков, мягко стелющаяся дорога с лаконичным силуэтом храма на горизонте.

Паисиевым монастырь стал называться в честь одного из игуменов обители - Паисия, настоятельствовавшего здесь в XVI в. Возведению храма, несомненно, предшествовали долгие обсуждения его вида, размеров, стоимости. В длинные зимние вечера, в пропахнувшей ладаном и кислыми щами трапезной собирались иноки Успенского монастыря и при мигающем пламенем светцев вели беседы о будущем каменном соборе Успения.

История скрыла от нас, кто пожертвовал свою казну на строительство каменной церкви в малоизвестном далеком монастыре, какое событие послужило поводом для возведения дорогостоящего памятника человеческой веры и страха. По некоторым чертам архитектурного облика можно определить подчерк ростовских мастеров. Единственное, что очевидно, Успеский собор Паисиева монастыря – редкий памятник, в котором отразились влияния местных северных художественных тенденций.

Никольский Староторжский монастырь, важнейший архитектурный комплекс города, возник на месте старого торга, давшего одно из названий обители. По преданию, обитель была устроена преподобным Иаковом Галичским. Время основания монастыря предположительно можно отнести к концу 15 – началу 16 вв. Первоначально монастырь был мужским, а в 1668 г. обращён в женский. До рубежа 18 – 19 вв. все постройки в нём были деревянными.

Совершенно новый архитектурный облик монастыря, в значительной степени дошедший до нашего времени, сформировался в 19 в. в результате активного каменного строительства.

Торговая площадь — центр города. Много видела она на своем веку - обыденные базары и гуляния, слышала наказы, выкрикиваемые глашатаем, и стоны казнимых. На площади не только строились лавки и балаганы, но возводилась плаха и виселица. В присутствии воеводы палач рубил голову государственным преступникам или руку обычным ворам.

Свой современный вид площадь приобрела в 1825 году, когда был закончен по проекту вольнодумца, высланного из Петербурга архитектора Фурсова, гостиный двор.

Немного в России городов, так полно сохранивших ансамбль торговой площади. И сегодня на площади мирно стоят десятки колонн и арок, собирая торговые ряды в единый прямоугольник, создающий удобный обзор товаров.

Пустынная, по сравнению с прошлыми временами, площадь составляет ныне архитектурное и историческое лицо города, без нее нельзя себе представить Галич.

Недалеко от центра, слева от дороги на Чухлому, лежит Рыбная слобода. Это — целый мир с запахами рыбы и соленых огурцов, с развешенными на кольях сетями и уходящими в воду мостками. Огурцы издавна служили важной статьей дохода жителей Рыбной слободы. В дореволюционном Галиче фруктовых садов не было, и сочные огурчики были в хорошей цене. Как в старые времена, так и теперь рыболовство — одно из главных занятий галичан. Ловят здесь ершей, окуней, лещей, плотву, но особо славно озеро некой мелкой рыбешкой, из которой получается так называемый сушеный “вандыш”.

В Рыбацкой слободе было пять церквей, составлявших три группы, к которым тянулись ограниченные озером и дорогой рыбацкие домики. Первыми от города встречали путников храмы Василия Великого (по преданию местных жителей, покровителя рыбаков).

Церковь Василия Великого была построена во второй половине XVIII, ориентировочно в 1768-1798 годах. Два почти одинаковых по размеру кирпичных кубика увенчаны репейчатыми главками, которые как худосочные цветы, тянутся к солнцу.

Заканчивая описание основных достопримечательностей города, стоит сказать и о главной природной достопримечательности Галича. Галичское озеро общей площадью 77 кв. км, несомненно является одним из важнейших природных богатств Костромского края, его неповторимым украшением. Особенно красиво озеро вечером. Заходящее солнце шлет свои прощальные лучи и ласкает деревья, дома, нежный камыш, покрывая их золотистым налетом. Эта картина, наполненная тишиной и спокойствием, почти не изменилась за многие прошедшие лета.

Галич славится не только своей историей, но и легендами. Красивую легенду передают в Галиче о кладе, что лежит в озере. На клад положено страшное заклятье: нужно закопать первенца сына в землю тогда на озере появятся 12 кораблей, нагруженных несметными драгоценностями. Сам алчный до золота Шемяка, князь Галичский, задумал сделать попытку добыть клад, не пожалел сына. Корабли стали уже показываться из воды, когда он закапывал сына, но прибежала мать ребенка, успела вытащить его из ямы, и корабли вновь на глазах у всех погрузились в озеро.

Ещё Галич знаменит своими окнами, которые украшают резные наличники. Резьба, как правило, отражает интересы жителей и их восприятие окружающего мира. Если посмотреть на галичские окна, то вот он, портрет галичанина: связан с озером и рыбой; привык к долгой зиме, снегу и стуже: много наличников со всевозможными снежинками и сосульками; истинно таёжный житель - проскакивают белочки и тетерева на окнах; романтик и мечтатель, так как встречается много красивых и непонятных орнаментов

А ещё, если присмотреться, то Галич это город сердец. И самое яркое тому подтверждение Галичское озеро.

А вообще, с городом, как и с человеком надо познакомится, чтобы понять его индивидуальность, ту неповторимость, которая отличает города, отмеченные чертами своей эпохи. Вернитесь на базарную площадь, полюбуйтесь шириной торгового форума Галича, поднимитесь на поклонную гору, поглядите на озерную ширь, подойдите к пожарной каланче. Немного осталось городов с такими деревянными вышками, которые вызывают ассоциацию с пожарным обозом, лихо скачущим с бочками и ручным коромысловым насосом. А самое главное, постарайтесь увидеть прошлое и оценить настоящее города, понять его своеобразную прелесть.

.
liubovi
-
-
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 20:39
Откуда: Moldova

Сообщение liubovi »

Мне очень понравилась эта статья,написана достаточно кратко и интересно,надейюсь и вам понравиться :)
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2877
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Ник, насчет пропорций согласен. Не согласен вот насчет чего. То, что Вы называете колокольней староторжского монастыря - на самом деле колокольня церкви Варвары Великомученицы - и форма полностью соответствует, а сама церковь скрывается за колокольней. А неизвестная церковь, которую Вы посчитали за церковь Варвары, и не совсем на нее похожа, и расположена не там. Колокольня церкви вмч.Варвары почти такая же, как колокольня церкви Рождества - а та изображена правильно. С какой же стати художнику неправильно изображать колокольню церкви вмч.Варвары? А надвратной колокольни Староторжского монастыря в то время никак не могло существовать - построена она была в 90-е годы XIX века. Так что, есть все основания полагать, что эта церковь с колокольней, что за комплексом Богоявления - неизвестная, т.е. пока не опознанная.
Ник, еще раз рекомендую Вам и всем интересующимся сайт Александра из Санкт-Петербурга http://www.old-churches.ru - там почти полная информация о многих церквях Галича и района, точнее уезда. Информация серьезная, со ссылками на литературные источники. Но и там нет информации об этой церкви, т.к. совершенно очевидно, что до XX века она не дожила - на этом месте, вероятно, был в начале XX века построен дом Жилиной - на пересечении пер. Подбельского и ул. Кооперативной.
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2877
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

liubovi писал(а):Мне очень понравилась эта статья,написана достаточно кратко и интересно,надейюсь и вам понравиться
Что-то очень знакомая статья. liubovi, где Вы ее взяли? Если не ошибаюсь, автор некоторых частей этой статьи - Птица Ксеникс.
А, ну ясно, http://blog.trud.ru/community/vse_putem/post51063719/ - они пользовались материалами сайта galich44, о чем и сообщили в конце статьи. Где-то на форуме эта ссылка уже есть. Совсем не обязательно приводить статью целиком - достаточно дать ссылку, тем более что без фотографий статья не так хорошо смотрится.
Ник
_
_
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 23:59
Откуда: Галич

Сообщение Ник »

Михаил, я не согласен с Вами. Это всё же церковь влм. Варвары. Её колокольня стоит впереди купола. А на заднем плане надвратная колокольня Староторжского монастыря. Там видны даже кокошники.
Других церквей здесь не было. Иначе это было бы отражено в книге «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», напечатано в типографии Почтового департамента, г. Санкт-Петербург, 1863 г.
liubovi
-
-
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 20:39
Откуда: Moldova

Сообщение liubovi »

vo pervih,ea ego ne videla.a vo vtorih po moemu ea ni4ego ne imela plohogo vvidu,ne tak li MIKHAIL?
Аватара пользователя
Птица Ксеникс
Администратор
Сообщения: 1046
Зарегистрирован: 05 апр 2007, 22:11
Откуда: извне

Сообщение Птица Ксеникс »

"Ребята, давайте жить дружно!" Кот Леопольд. :flowers:

liubovi молодец, потому что нашла статью и хотела поделиться ею. Так что не надо сразу с претензиями. А вообще, liubovi , для таких материалов на форуме есть тема "Галич в СМИ" - там есть ссылка на эту статейку - тогда сразу можно её увидеть на первоисточнике и с фотками - она и впрямь лучше смотрится с ними.
Не одна дорога ведёт в Рим...
liubovi
-
-
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 20:39
Откуда: Moldova

Сообщение liubovi »

spasibo:)
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2877
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Господи, откуда вы взяли, что у меня какие-то претензии? Да никаких - просто пара советов.
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2877
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Ник писал(а):Это всё же церковь влм. Варвары. Её колокольня стоит впереди купола. А на заднем плане надвратная колокольня Староторжского монастыря. Там видны даже кокошники.
Колокольня Святой великомученицы Варвары была с куполом. Колокольни Староторжского монастыря в то время не было, её построили только в 1892 году. Колокольня церкви вмч. Варвары была очень похожа на колокольню церкви Василия Великого. У неизвестной церкви на акварели Кореонова - совсем другая колокольня. И стоит она совсем не там, где была церковь вмч. Варвары.
Ник писал(а):напечатано в типографии Почтового департамента, г. Санкт-Петербург, 1863 г.
К этому времени неизвестная церковь могла уже быть разобрана по каким-то причинам. Я как раз и хочу узнать по каким. Я все-таки полагаю, что датировка акварели 1857-м годом неверная, правильнее - 1825 по причине отсутствия нижних рядов!
Аватара пользователя
Annushka
_
_
Сообщения: 649
Зарегистрирован: 15 май 2007, 17:40
Откуда: Кострома

Сообщение Annushka »

Тоха писал(а):Стараниями Михаила на сайте в разделе "История" появился иллюстрированный буклет "Город у синего озера", его можно скачать в формате PDF
А в буклетике-то этом мое фото :-)
"Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни, ковчег был построен любителем. Профессионалы построили Титаник."
Аватара пользователя
Тоха
Администратор
Сообщения: 11389
Зарегистрирован: 13 фев 2007, 15:31
Откуда: Галич

Сообщение Тоха »

Мне вот все как то не выпадало рассмотреть буклетик ,а сейчас вот посмотрел и почувствовал себя настоящим Галичанином - ведь что ни лицо - то все знакомые: и пацаны, с которыми еще в босоногом детстве по стройкам бегали и преподаватели из родной школы, и даже наша Анечка с флейтой :Bravo: :Bravo: :Bravo:
Надеюсь Аня на меня не обидится из за того, что я ее фотку сюда выложу - просто ведь не все имеют возможность скачать буклет целиком.
Вложения
anya.JPG
anya.JPG (31.34 КБ) 11683 просмотра
Аватара пользователя
Тоха
Администратор
Сообщения: 11389
Зарегистрирован: 13 фев 2007, 15:31
Откуда: Галич

Сообщение Тоха »

Вчера увидел что в центре - в скверике вокруг кораблика по периметру поставили фонарики как на Арбате :cool:
Очень классно смотрятся!
Когда зажгут - сфоткайте кто-нить кто в центре работает.
Аватара пользователя
Dirty_Saint
_
_
Сообщения: 394
Зарегистрирован: 10 май 2007, 18:37
Откуда: Галич

Сообщение Dirty_Saint »

не вопрос ))))
Ну вы блин даете...
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2877
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Церковь Серафима Саровского в Сокореве

Сообщение Mikhail »

Alexander писал(а):храма прп. Серафима Саровского в усадьбе женского Галичского Николаевского монастыря в 12 верстах от г. Галича.
А фотоархиве ИИМК РАН эта фотография аттрибутирована как церковь прп. Серафима Саровского в усадьбе Сокорова (м.б. Соколова?)
Вот что я прочитал про эту церковь в книге "Исторические города и села Костромской области", Кострома, 2004 год. Там была картинка, которая приложена ниже и подпись к ней:
"Архитектор Н.И.Горлицын (18.10.1870 - 12.10.1933):"Проект деревянной часовни, предполагаемой к постройке Галичским Староторжским Николаевским Девичьим монастырем при сельце Сокореве. Боковой фасад. Передний фасад. 1908 г." При строительстве была обращена в храм во имя Серафима Саровского. Не сохранилась."
Автор статьи про Н.И.Горлицина, по-видимому, Л.И.Сизинцева. У нее есть свой сайт http://siz.exporus.ru/ - там есть адрес электронной почты, можно, наверное, узнать у нее - она специалист-историк, много работает с архивами.
Вложения
Seraphim.JPG
Seraphim.JPG (61.19 КБ) 11548 просмотров
Ответить