50 лет полету Гагарина
Добавлено: 12 апр 2011, 18:27
Всех поздравляю с 50-летием первого полета человека по орбите вокруг Земли! Это великое достижение нашего народа - быть может, самая яркая победа после военных побед, наш неоспоримый вклад в историю человечества.
Это был, конечно, подвиг. Готовясь к полету, Гагарин совсем не расчитывал на то, что станет мировой знаменитостью и суперзвездой. Если бы этот полет случился, например, при Сталине, то вряд ли даже имя первого космонавта было бы разглашено. Сам факт полета, скорее всего, оставался бы долгое время засекреченным, как оставался засекреченным факт первых советских ядерных испытаний - ведь Гагарин летел на самом мощном на тот момент носителе ядерного оружия, а его космический корабль был разработан как спутник-шпион для космической фоторазведки. Если бы полет был неудачным, скорее всего о нем никто бы так и не узнал. Заранее о полете не объявляли, торжества не планировали. И только получив сообщение об успехе, тщеславный Хрущев, придя в восторг от такой возможности утереть нос американцам, немедленно распорядился устроить шоу по высшему разряду: с всенародной торжественной встречей первого космонавта в Москве, с цветами, открытым автомобилем, телетрансляцией, мировым турне и награждением всем, чем только можно (кроме высших орденов и медалей многих стран, уже через неделю после полета Гагарин получил от правительства СССР дом, квартиру со всей обстановкой вплоть до постельного белья и одеял, автомобиль, по нескольку комплектов одежды для себя и жены; новый дом с обстановкой получили также его родители, и даже его братья и сестры получили большие денежные премии).
Сидя перед стартом в ракете, Гагарин всего этого и предположить не мог, думал, ну, дадут премию, может, медаль, может, очередное звание и внеочередной отпуск, семейную путевку на курорт.
А вот шансов погибнуть у него было немало. Перед полетом он даже написал прощальное письмо жене, которое передали ей после его гибели в 1968 году. Это письмо опубликовано.
Планировался первый пилотируемый полет в спешке - не была предусмотрена система аварийного спасения корабля при вероятном взрыве ракеты, не было системы мягкой посадки - спускаемый аппарат встречался с землей на скорости более 10 м/с. Чтобы не покалечиться, космонавт при спуске с орбиты на высоте 7000 м катапультировался и опускался на землю на отдельном парашюте.
Примерно каждый второй из испытательных пусков, предшествовавших полету, закончился неудачей. Так оценивались и шансы Гагарина - 50 на 50.
Полет шел не совсем гладко. Последняя ступень отработала с ошибкой, и в результате корабль вышел на нерасчетную, более высокую орбиту. Предполагалось вывести корабль на орбиту не выше 200 км, чтобы в случае отказа тормозной двигательной установки корабль все же вернулся на Землю в течение 5-7 дней за счет постепенного торможения в атмосфере. Однако, в этом случае корабль упал бы непредсказуемо, скорее всего в океан, и шансов спастись у Гагарина было бы немного. То же самое ждало бы его в случае полета по баллистической траектории с недостаточной для выхода на орбиту скоростью - чтобы такой исход остался неизвестным врагу, путь проложили по возможности подальше от вражеских берегов (см. приведенную ниже карту проекции орбиты на поверхность Земли). На той орбите, на которую реально вышел корабль, он мог оставаться более месяца, и космонавт неминуемо погиб бы от нехватки кислорода (запас был расчитан на 10 дней).
Однако тормозная система сработала нормально, хотя и нечетко: не последовало разделение спускаемого аппарата и двигательного отсека, и корабль начал довольно быстро вращаться. В случае, если бы разделение в конце концов не произошло, корабль вместе с космонавтом сгорел бы в атмосфере.
Но Гагарину повезло - при возрастании нагрузок на начальном этапе входа в атмосферу спускаемый аппарат все же оторвался от двигательного отсека.
Когда спускаемый аппарат летел в атмосфере, Гагарин, испытывая 8-10-кратную перегрузку, наблюдал, как по стеклам иллюминаторов течет расплавленный металл, и мог только гадать, выдержит или не выдержит.
После катапультирования Гагарин не сразу смог нормально дышать, поскольку заело клапан соединения объема скафандра с атмосферой. Клапан, к счастью, вскоре открылся.
Спускаясь на парашюте, Гагарин понял, что система управления дала сбой, и вместо ровного степного полигона "Капустин Яр" под ним оказалась широченная Волга в районе Саратова. Но он не попал и в Волгу - благодаря навыку парашютных прыжков и благоприятному направлению ветра.
Всемирная слава также была испытанием, но Гагарин выдержал и это, не спился, набрал только 10 килограммов лишнего веса за несколько лет почти непрерывных банкетов в его честь.
Гагарин, конечно, герой. И погиб в 34 года как герой, хотя и случайно, разбившись по непонятной причине во время тренировочного полета на самолете.
Но с нами навсегда остались его молодость, знаменитая гагаринская улыбка и законная гордость от того, что именно наш, смоленский, русский, советский офицер и коммунист Юрий Гагарин на нашей ракете и в нашем космическом корабле первым поднялся в космос!
Это был, конечно, подвиг. Готовясь к полету, Гагарин совсем не расчитывал на то, что станет мировой знаменитостью и суперзвездой. Если бы этот полет случился, например, при Сталине, то вряд ли даже имя первого космонавта было бы разглашено. Сам факт полета, скорее всего, оставался бы долгое время засекреченным, как оставался засекреченным факт первых советских ядерных испытаний - ведь Гагарин летел на самом мощном на тот момент носителе ядерного оружия, а его космический корабль был разработан как спутник-шпион для космической фоторазведки. Если бы полет был неудачным, скорее всего о нем никто бы так и не узнал. Заранее о полете не объявляли, торжества не планировали. И только получив сообщение об успехе, тщеславный Хрущев, придя в восторг от такой возможности утереть нос американцам, немедленно распорядился устроить шоу по высшему разряду: с всенародной торжественной встречей первого космонавта в Москве, с цветами, открытым автомобилем, телетрансляцией, мировым турне и награждением всем, чем только можно (кроме высших орденов и медалей многих стран, уже через неделю после полета Гагарин получил от правительства СССР дом, квартиру со всей обстановкой вплоть до постельного белья и одеял, автомобиль, по нескольку комплектов одежды для себя и жены; новый дом с обстановкой получили также его родители, и даже его братья и сестры получили большие денежные премии).
Сидя перед стартом в ракете, Гагарин всего этого и предположить не мог, думал, ну, дадут премию, может, медаль, может, очередное звание и внеочередной отпуск, семейную путевку на курорт.
А вот шансов погибнуть у него было немало. Перед полетом он даже написал прощальное письмо жене, которое передали ей после его гибели в 1968 году. Это письмо опубликовано.
Планировался первый пилотируемый полет в спешке - не была предусмотрена система аварийного спасения корабля при вероятном взрыве ракеты, не было системы мягкой посадки - спускаемый аппарат встречался с землей на скорости более 10 м/с. Чтобы не покалечиться, космонавт при спуске с орбиты на высоте 7000 м катапультировался и опускался на землю на отдельном парашюте.
Примерно каждый второй из испытательных пусков, предшествовавших полету, закончился неудачей. Так оценивались и шансы Гагарина - 50 на 50.
Полет шел не совсем гладко. Последняя ступень отработала с ошибкой, и в результате корабль вышел на нерасчетную, более высокую орбиту. Предполагалось вывести корабль на орбиту не выше 200 км, чтобы в случае отказа тормозной двигательной установки корабль все же вернулся на Землю в течение 5-7 дней за счет постепенного торможения в атмосфере. Однако, в этом случае корабль упал бы непредсказуемо, скорее всего в океан, и шансов спастись у Гагарина было бы немного. То же самое ждало бы его в случае полета по баллистической траектории с недостаточной для выхода на орбиту скоростью - чтобы такой исход остался неизвестным врагу, путь проложили по возможности подальше от вражеских берегов (см. приведенную ниже карту проекции орбиты на поверхность Земли). На той орбите, на которую реально вышел корабль, он мог оставаться более месяца, и космонавт неминуемо погиб бы от нехватки кислорода (запас был расчитан на 10 дней).
Однако тормозная система сработала нормально, хотя и нечетко: не последовало разделение спускаемого аппарата и двигательного отсека, и корабль начал довольно быстро вращаться. В случае, если бы разделение в конце концов не произошло, корабль вместе с космонавтом сгорел бы в атмосфере.
Но Гагарину повезло - при возрастании нагрузок на начальном этапе входа в атмосферу спускаемый аппарат все же оторвался от двигательного отсека.
Когда спускаемый аппарат летел в атмосфере, Гагарин, испытывая 8-10-кратную перегрузку, наблюдал, как по стеклам иллюминаторов течет расплавленный металл, и мог только гадать, выдержит или не выдержит.
После катапультирования Гагарин не сразу смог нормально дышать, поскольку заело клапан соединения объема скафандра с атмосферой. Клапан, к счастью, вскоре открылся.
Спускаясь на парашюте, Гагарин понял, что система управления дала сбой, и вместо ровного степного полигона "Капустин Яр" под ним оказалась широченная Волга в районе Саратова. Но он не попал и в Волгу - благодаря навыку парашютных прыжков и благоприятному направлению ветра.
Всемирная слава также была испытанием, но Гагарин выдержал и это, не спился, набрал только 10 килограммов лишнего веса за несколько лет почти непрерывных банкетов в его честь.
Гагарин, конечно, герой. И погиб в 34 года как герой, хотя и случайно, разбившись по непонятной причине во время тренировочного полета на самолете.
Но с нами навсегда остались его молодость, знаменитая гагаринская улыбка и законная гордость от того, что именно наш, смоленский, русский, советский офицер и коммунист Юрий Гагарин на нашей ракете и в нашем космическом корабле первым поднялся в космос!