История Галича в фотографиях

история и современность
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2920
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

История Галича в фотографиях

Сообщение Mikhail »

ozero46 писал(а): 13 авг 2024, 23:58в 1896 году?
Да, спасибо, поправил. Разумеется, то, что это именно Сергей Геннадьевич Вальмус, это мое предположение, хотя и обоснованное. Сохранившиеся фото С.Г. Вальмуса показывают большое сходство с мужчиной в форме студента на групповом фото в театре (см. первое фото). Тем не менее, если вдруг у Г.М. Вальмуса был еще один сын, старше С.Г. Вальмуса, и он также был студентом, то это мог бы быть он. Но про второго сына Г.М. Вальмуса мне ничего неизвестно, поэтому я и считаю, что на фото в форме студента именно С.Г. Вальмус. Что же касается самого Геннадия Михайловича Вальмуса, я совершенно уверен, что на фото в театре он. Во-первых, он очень похож на актера с трех сохранившихся фото сцен из спектакля, поставленного в Галиче в 1890-х годах, где он играет вместе с Б.С. Алексеевым (братом К.С. Станиславского) - эти фото собраны внизу. На этих фото в жилетке и полосатой рубахе играет Б.С. Алексеев, а в сапогах, картузе и сюртуке - Г.М. Вальмус. Во-вторых, он единственный из всех на фото в театре одет как сельский помещик, в кафтан и сапоги, остальные одеты по-городскому, т.е. по-европейски. Он и был сельский помещик и жил в усадьбе Курилово, по левую сторону костромского тракта. С другой стороны тракта поблизости от Курилово находится село Пронино.
Вложения
Сходство мужчины в форме студента с фотографии в театре (слева) и известного фото С.Г. Вальмуса примерно 1915 года не абсолютное (отличается, главным образом, прической), но достаточное для идентификации.
Сходство мужчины в форме студента с фотографии в театре (слева) и известного фото С.Г. Вальмуса примерно 1915 года не абсолютное (отличается, главным образом, прической), но достаточное для идентификации.
Студент_с_фотографии_в_театре_и_СГ_Вальмус_1915-1917гг.jpg (47.18 КБ) 3481 просмотр
На левом фото Б.С. Алексеев с женой, на правом - Г.М. Вальмус с неизвестным мне актером. На двух фото в центре Б.С. Алексеев и Г.М. Вальмус. Все фото представляют сцены из одного спектакля, поставленного в конце 1890-х годов.
На левом фото Б.С. Алексеев с женой, на правом - Г.М. Вальмус с неизвестным мне актером. На двух фото в центре Б.С. Алексеев и Г.М. Вальмус. Все фото представляют сцены из одного спектакля, поставленного в конце 1890-х годов.
БС_Алексеев_и_ГМ_Вальмус_спектакль_Галичского_театра_1890-е_годы.jpg (147.29 КБ) 3486 просмотров
Последний раз редактировалось Mikhail 16 авг 2024, 18:05, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2920
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

История Галича в фотографиях

Сообщение Mikhail »

ozero46 писал(а): 14 авг 2024, 15:06 Сейчас он выглядит так:
Спасибо за фото. Новые собственники ничего не оставили от исторического облика дома Павловских. Собственно, уже можно констатировать очередное уничтожение памятника галичской истории. О какой туристической привлекательности после этого можно говорить? Да открой хоть 33 таких гостиницы, кто и зачем туда поедет?
Еще о том, как разрушаются дома Павловских на ул. Поречье, можно посмотреть тут https://dzen.ru/a/ZpTlgpFI62gdipX0
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2920
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

История Галича в фотографиях

Сообщение Mikhail »

Дано пора высказаться по поводу одной фотографии из альбома фото М.М. Смодора, касающейся непосредственно его биографии.
С легкой руки Н.В. Сотникова необоснованное предположение относительно человека на фото со Смодором, что это может быть его брат Марк, живший в Буе, сегодня уже превратилось (исключительно методом многократного повторения) почти в исторический факт. Речь идет о первом фото внизу.
Смотрите, как его обыгрывали на выставке фоторабот М.М. Смодора, которая проходила в 2018 году в Буе https://kostromaturs.ru/news/fotovystav ... entyabrya/ И это продается! Организаторы выставки должны были отдавать себе отчет в точности идентификации личностей на демонстрируемых фото, и не подавать необоснованные предположения как исторический факт, тем более, если люди платили за информацию, покупая билеты на выставку или альбомы.
Ведь человек на этом широко уже растиражированном и неоднократно демонстрировавшемся фото никак не может быть буйским братом М.М. Смодора Марком! В биографии Смодора, написанной тем же Н.В. Сотниковым или исследователем творчества костромских фотографов XIX - начала XX веков А.А. Анохиным, читаем, что Марк Самодур, 1870 года рождения, был старше Михаила Смодора, 1882 года рождения, на 12 лет.
Человек рядом со Смодором на первом фото, совершенно очевидно, его ровесник. Кроме того, в архиве фотографий Смодора это единственное фото с этим человеком, тогда как родственников Смодор фотографировал много, в разные годы и не по одному разу.
На втором фото человек с бородой в центре, которого обнимает Смодор, гораздо больше соответствует тому, что мы знаем о Марке Самодуре из биографий М.М. Смодора. Этот человек явно старше Смодора, в архиве есть несколько его фотографий в обществе людей, многократно появляющихся также на других фотографиях. Хотя бы поэтому логично полагать, что все они родственники М.М. Смодора.
Справа на этом фото сидит человек в очках, которого Смодор снимал особенно часто. Из упомянутых биографий известно, что один из сыновей брата Смодора Соломон Самодур переехал в Галич и занялся предпринимательством. Судя по всему, этот человек в пенсне и есть Соломон Самодур. Во-первых, он выглядит значительно моложе М.М. Смодора, то есть годится в сыновья его брату по возрасту. Во-вторых, в архиве Смодора много его фото разных лет с сестрой, женой, детьми, что говорит о том, что он жил в Галиче. Также на третьем фото можно видеть его в компании крупных галичских кожезаводчиков, что свидетельствует о его предпринимательской деятельности в Галиче.
В архиве портретных фотографий М.М. Смодора можно найти еще несколько свидетельств в пользу этого предположения о личности брата М.М. Смодора, но это будет уже тема отдельного поста.
Вложения
Человек слева не может быть братом М.М. Смодора (справа) - не подходит по возрасту и больше не встречается на других фото Смодора.
Человек слева не может быть братом М.М. Смодора (справа) - не подходит по возрасту и больше не встречается на других фото Смодора.
Р0-3 Смодор Биография (2019).jpg (473.49 КБ) 3421 просмотр
Слева М.М. Смодор, в центре, вероятнее всего, его брат Марк, справа сын Марка Соломон Самодур.
Слева М.М. Смодор, в центре, вероятнее всего, его брат Марк, справа сын Марка Соломон Самодур.
Р0-11 Смодор Биография (2019).jpg (431.03 КБ) 3421 просмотр
Справа и чуть выше кожезаводчика А.А. Каликина (он в белом кителе) - Соломон Самодур (в очках).
Справа и чуть выше кожезаводчика А.А. Каликина (он в белом кителе) - Соломон Самодур (в очках).
Соломон_Самодур_среди_галичских_предпринимателей.jpg (203.12 КБ) 3421 просмотр
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2920
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

История Галича в фотографиях

Сообщение Mikhail »

Теперь о том, почему я считаю, что мужчина в очках - это Соломон Самодур. Во-первых, в разделе Фотогалереи Исторические фотографии \ Портретные фотоснимки галичан есть полтора десятка или больше снимков, на которых он присутствует чаще всего в очках, а на некоторых и без очков, иногда один или с молодыми женщинами - в более молодом возрасте, вероятно, с сестрами, впоследствии, очевидно, уже с женой, а потом и с дочерью. Внизу на первом семейном фото его обнимает молодая женщина. На втором фото - уже две молодые женщины. Когда я увидел первое фото, я решил было, что рядом с ним его жена. Второе фото заставило задуматься. Дело в том, что в те времена нежные отношения между супругами не было принято выставлять напоказ, особенно на фото. Другое дело братья и сестры. Поэтому очевидно, что на первых двух фото он с сестрами. Жена появилась позже (третье фото), как и первый ребенок (четвертое фото). Смодор много фотографировал эту пару как вместе, так и по отдельности. Несколькими постами выше в этой теме я уже писал про эту женщину, что ее лицо очень похоже на лицо другого известного родственника Смодора - актера и режиссера театра кукол Образцова Семена Самодура. Отчество Семена Самодура - Соломонович. Таким образом, цепочка рассуждений замыкается: муж этой женщины, мужчина в очках - это и есть Соломон Самодур, родной племянник М.М. Смодора, переехавший почти одновременно с ним с деловыми целями в Галич. Кто же эта женщина, которая обнимает Соломона Самодура на первых двух фото? Пятое фото дает ответ. Это также семейное фото, на котором сидит брат Михаила Смодора Марк, рядом с ним на столе сидит, судя по всему, жена, а рядом стоит их дочь - та самая сестра Соломона с первых двух фото. Справа на стуле сидит пожилая женщина, присутствовавшая и на первом фото, и еще на многих семейных фото Смодора. Если приглядеться к ней, становится очевидным сходство её лица с чертами лица самого Михаила Смодора (особенно как она выглядит на первом фото этой подборки, да и на многих других, представленных в Фотогалерее сайта). Вероятно, эта женщина и есть мать Михаила Смодора и еще по крайней мере двух молодых женщин с первого фото - его сестер, которых он также много фотографировал. То, что на нее не похож брат Смодора Марк, может объясняться и тем, что у братьев, возможно, были разные матери - в те времена, принимая во внимание разницу в возрасте между братьями, такое случалось нередко. Не похож на него и его сын Соломон. Тем не менее, о близком родстве Соломона Самодура с Марком косвенно свидетельствует приобнявшая его за руку сестра, стоящая слева на втором фото этой подборки - лицом она, очевидно, пошла в отца.
Вложения
Это семейное фото, вероятно, близких родственников Михаила Смодора - отца, матери и сестер. Обнимающиеся молодые люди на переднем плане - его племянники, сын и дочь его старшего брата Марка.
Это семейное фото, вероятно, близких родственников Михаила Смодора - отца, матери и сестер. Обнимающиеся молодые люди на переднем плане - его племянники, сын и дочь его старшего брата Марка.
Соломон_Самодур_с_сестрой_(сидят)_с_родственниками.jpg (343.87 КБ) 3271 просмотр
На фото с женой такие вольные позы и объятия не были приняты в то время - другое дело с сестрами.
На фото с женой такие вольные позы и объятия не были приняты в то время - другое дело с сестрами.
Соломон_Самодур_с_сестрами.jpg (246.12 КБ) 3271 просмотр
То, что женщина рядом с Соломоном Самодуром его жена, доказывает следующее фото.
То, что женщина рядом с Соломоном Самодуром его жена, доказывает следующее фото.
Соломон_Самодур_с_женой.jpg (507.35 КБ) 3271 просмотр
Ребенок на фото, вероятно, Семен Самодур, или его старшая сестра.
Ребенок на фото, вероятно, Семен Самодур, или его старшая сестра.
Соломон_Самодур_с_женой(стоит)_и_ребенком.jpg (153.93 КБ) 3271 просмотр
Девушка с первых двух фото с матерью, отцом, и, скорее всего, с бабушкой по отцу. Отец в предыдущем посте идентифицирован как брат М.М. Смодора и отец Соломона Марк Самодур.
Девушка с первых двух фото с матерью, отцом, и, скорее всего, с бабушкой по отцу. Отец в предыдущем посте идентифицирован как брат М.М. Смодора и отец Соломона Марк Самодур.
portret-127.jpg (593.64 КБ) 3271 просмотр
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2920
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

История Галича в фотографиях

Сообщение Mikhail »

В конце прошлой недели мне удалось определить еще одну ветвь родственников М.М. Смодора, также представленную в Фотогалерее сайта, в разделе Исторические фотографии \ Портретные фотоснимки галичан полутора десятком или больше фотографий. Я давно обратил внимание на детские фото брата и сестры, начиная примерно от 1905 по 1910-1912 годы, где они сфотографированы вместе, а также по отдельности с няньками и с родителями. Причем, в фотогалерее отсутствуют фото, на которых дети были бы с обоими родителями вместе. Есть одно фото, где родители вместе сидят в декоративном "автомобиле" в фотоателье Смодора. Есть два фото отдельно девочки с матерью, и три фото мальчика с отцом. В детстве брат и сестра были настолько непохожи, что я даже считал их поначалу двоюродными или сводными. Тем не менее, во взрослом возрасте они стали похожи настолько, что уже трудно было бы усомниться в их близком родстве. Внизу подряд идет подборка фото разных лет с братом и сестрой во младенчестве, их фото с родителями в возрасте около 3 лет, их парные фото в более старшем возрасте, и наконец их общее фото начала 1930-х годов, где они в возрасте около 25-30 лет и уже вполне похожи друг на друга как брат и сестра. Но как определить, кто они такие на самом деле? Первой зацепкой была личность матери. Это та самая сестра Соломона Самодура, которая обнимает его на первых двух снимках предыдущего поста. То есть, теперь понятно, почему М.М. Смодор так много снимал этих двух детей, как впрочем и их мать. Мать - его родная племянница, а дети - его внучатые племянники. Второй зацепкой оказалось пятое и шестое фото из подборки внизу. Пятое фото сделано в новом здании краеведческого музея - доме Нешпанова, где музей находится и в настоящее время. На этом фото 1934 года 5 человек художников и работников музея, которые, очевидно, занимались экспозициями музея после переезда из здания на ул. Свободы в здание на ул. Луначарского. Я пошел в музей и показал это фото директору музея Ирине Геннадьевне Беловой. Она сразу опознала в человеке в очках в центре фото Константина Ивановича Предтеченского, который в первой половине 1930-х годов был заведующим музеем, а позже, вплоть до 1969 года (с перерывом на войну) заведовал галичской метеостанцией. Шестое фото показывает участие К.И. Предтеченского также в опытах по промышленному разведению карпа в Михайловских прудах (есть еще несколько фото этого опыта, на которых рыбаки под руководством мужчины и женщины с шестого фото, а также К.И. Предтеченского вылавливают карпов из пруда сетью). Таким образом, внучатые племянники Смодора (они же двоюродные брат и сестра Семена Соломоновича Самодура, артиста и режиссера Центрального театра кукол Образцова) оказались братом и сестрой Предтеченскими. Фамилия Предтеченский была известна галичанам в советское и постсоветское время. Многие помнят сына К.И. Предтеченского, который был преподавателем физкультуры в школе №3 - Сергея Константиновича Предтеченского, к сожалению, рано умершего в возрасте около 50 лет.
Вложения
Эти два фото из коллекции фотографий Смодора в разделе Исторические фотографии \ Портретные снимки галичан. Сделаны они были еще до того, как Смодор открыл фотостудию в Галиче. Не исключено, что автор этих фото не Смодор, он их мог просто перефотографировать с отпечатков, сделанных кем-то другим, быть может, его братом Марком - ведь это его родные внук и внучка.
Эти два фото из коллекции фотографий Смодора в разделе Исторические фотографии \ Портретные снимки галичан. Сделаны они были еще до того, как Смодор открыл фотостудию в Галиче. Не исключено, что автор этих фото не Смодор, он их мог просто перефотографировать с отпечатков, сделанных кем-то другим, быть может, его братом Марком - ведь это его родные внук и внучка.
Брат_и_сестра_Предтеченские_с_няньками_около1906г.jpg (466.28 КБ) 3227 просмотров
Мать - та самая женщина, которая была определена как сестра Соломона Самодура в предыдущем посте.
Мать - та самая женщина, которая была определена как сестра Соломона Самодура в предыдущем посте.
Брат_и_сестра_Предтеченские_с_матерью_и_отцом_около1909г.jpg (124.67 КБ) 3227 просмотров
Обратите внимание на позы и взгляды этих детей и сравните с позами и взглядами молодых людей на следующем фото. Сходство поразительное.
Обратите внимание на позы и взгляды этих детей и сравните с позами и взглядами молодых людей на следующем фото. Сходство поразительное.
Брат_и_сестра_Предтеченские_1910-14.jpg (397.01 КБ) 3227 просмотров
Обратите внимание на позы и взгляды этих молодых людей и сравните их с позами и взглядами детей на предыдущем фото. Сходство говорит само за себя. Мужчина в очках - К.И. Предтеченский. Женщина - его сестра.
Обратите внимание на позы и взгляды этих молодых людей и сравните их с позами и взглядами детей на предыдущем фото. Сходство говорит само за себя. Мужчина в очках - К.И. Предтеченский. Женщина - его сестра.
Брат_и_сестра_Предтеченские_1930-32.jpg (347.99 КБ) 3227 просмотров
Константина Ивановича Предтеченского (сидит в центре в очках) на этом фото узнала директор галичского музея И.Г. Белова. Фото взято из фондов музея, выложенных на сайте goskatalog.ru
Константина Ивановича Предтеченского (сидит в центре в очках) на этом фото узнала директор галичского музея И.Г. Белова. Фото взято из фондов музея, выложенных на сайте goskatalog.ru
КИ_Предтеченский_и_сотрудники_музея_1934.jpg (184.52 КБ) 3227 просмотров
Это фото из коллекции фотографий М.М. Смодора, тем не менее в фотогалерее на сайте его нет. Фото также взято из фондов музея, представленных на сайте goskatalog.ru. Слева в очках - К.И. Предтеченский.
Это фото из коллекции фотографий М.М. Смодора, тем не менее в фотогалерее на сайте его нет. Фото также взято из фондов музея, представленных на сайте goskatalog.ru. Слева в очках - К.И. Предтеченский.
КИ_Предтеченский_измеряет_карпа_1931-1932.jpg (56.34 КБ) 3227 просмотров
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2920
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

История Галича в фотографиях

Сообщение Mikhail »

Этот фотоколлаж М.М. Смодора (первое фото внизу), встречающийся в фотогалерее сайта дважды, озаглавлен в одном месте как еврейская диаспора Галича, в другом как еврейская община Галича и датирован 1924 годом. Кроме сомнительной этичности употребления термина "диаспора" оба названия неверны фактически, как впрочем и датировка. Значит, хотя бы ради восстановления исторической справедливости, этот коллаж стоит отдельного обсуждения.
На фотоколлаже 34 портрета взрослых. Многие из них повторяются:
2 раза сам М.М. Смодор;
5 раз его племянник Соломон, знакомый читавшим предшествующие посты;
2 раза жена Соломона, также знакомая читавшим посты выше;
4 раза сестра Соломона, мать брата и сестры Предтеченских;
2 раза ее муж Иван Предтеченский;
2 раза вторая сестра Соломона, также попадавшая с ним на общее фото;
1 раз брат Смодора Марк, личность которого тоже обсуждалась в предыдущих постах;
1 раз его жена, также присутствовавшая на фото Смодора с мужем и детьми;
3 портрета пожилых мужчин с бородами и в ермолках, по многу раз встречающиеся
в галерее портретных фото М.М. Смодора - один из этих мужчин, скорее всего, его отец;
2 пожилые женщины, одна из которых, скорее всего, мать самого Смодора -
сидит справа немного выше центра с пожилым мужчиной в ермолке, вероятно, его отцом;
6 раз 2 молодые женщины, часто встречающиеся на фотопортретах Смодора,
в том числе с его предполагаемыми родителями - скорее всего его сестры.
Итого: тридцать человек из 34 взрослых на коллаже - близкие родственники. Вероятнее всего и остальные четверо - близкая родня Смодора.
Детей на коллаже также 34, портреты большинства из них также встречаются не по одному разу среди снимков Смодора.
Многие из детей также представлены на коллаже несколькими фото. В фотогалерее сайта есть фото этих детей со взрослыми с этого же коллажа. То есть, все или почти все дети на коллаже - племянники или внучатые племянники М.М. Смодора.
На коллаже нет ни жены самого Смодора, ни его детей. Это наблюдение позволяет датировать фотоколлаж примерно 1920 годом, т.к. он сделан, очевидно, до женитьбы М.М.Смодора. Странно, что на коллаже нет никого из детей Предтеченских, хотя 4 раза присутствует их мать и 2 раза отец. Но, может быть, этого не захотели они сами, кто знает?
Примечательна фотография молодого человека с усами в самом центре коллажа. Оно отдельно есть в галерее портретных снимков на сайте (фото внизу). Это самое старое фото в фотогалерее портретных снимков галичан Смодора. Если его рассмотреть подробнее, можно видеть по его качеству, что это, скорее всего, перефотографированный Смодором старинный дагеротип, портрет, сделанный по технологии, предшествовавшей обычной фотографии. То есть, его создали много раньше, вероятно, в 1870-х или 1880-х годах. Это может быть портрет отца Смодора в молодости или даже его деда. Недаром М.М. Смодор поместил его в центр коллажа, как старейшину рода.
Думаю, приведенных аргументов достаточно для того, чтобы использовать этот коллаж для определения родственников Смодора на других фотографиях.
Вложения
Этот фотоколлаж, составленный  Смодором из вырезанных по контуру отпечатков примерно 50-60 фотографий вовсе не галичских евреев, а его довольно близких родственников. Отсутствие на коллаже детей и жены самого Смодора позволяет датировать коллаж 1920-м годом.
Этот фотоколлаж, составленный Смодором из вырезанных по контуру отпечатков примерно 50-60 фотографий вовсе не галичских евреев, а его довольно близких родственников. Отсутствие на коллаже детей и жены самого Смодора позволяет датировать коллаж 1920-м годом.
Фотоколлаж_родственников_Смодора_около1920г.jpg (295.21 КБ) 2681 просмотр
Портрет слева - перефотографированный Смодором старинный дагеротип, также, скорее всего, его близкого родственника, отца в молодости, или, может быть, деда. Этот портрет Смодор поместил в центр фотоколлажа выше. Газета справа встречается на одной из фотографий Смодора, также представленной в галерее портретных снимков. Вероятно, небольшое фото при перефотографровании Смодор просто положил на портрет с газетой.
Портрет слева - перефотографированный Смодором старинный дагеротип, также, скорее всего, его близкого родственника, отца в молодости, или, может быть, деда. Этот портрет Смодор поместил в центр фотоколлажа выше. Газета справа встречается на одной из фотографий Смодора, также представленной в галерее портретных снимков. Вероятно, небольшое фото при перефотографровании Смодор просто положил на портрет с газетой.
portret-140.jpg (571.46 КБ) 2681 просмотр
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2920
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

История Галича в фотографиях

Сообщение Mikhail »

Хотелось бы обсудить еще некоторые разночтения в биографических сведениях о М.М. Смодоре, которые были, очевидно, по недосмотру растиражированы в одной неплохо изданной и популярной книге по истории Галича. Речь идет о книге Н.В. Сотникова "Галич и Рыбная слобода. Конец XVIII – середина XX вв. Исторические путешествия с Николаем Сотниковым" – Кострома, 2015 – 168 с.
Ознакомиться с авторской аннотацией и скачать книгу можно по адресу https://history.galich44.ru/article/60, ссылку для скачивания можно найти также на сайте "Соборная библиотека".
Первая часть книги - это немного переработанная и дополненная более ранняя книга Н.В. Сотникова "История рыболовства и Рыбной слободы в Галиче", по новому оформленная и в красивой обложке (первое фото внизу).
Надо сразу сказать, что красивая фотография, попавшая на обложку, не имеет никакого отношения к Рыбной слободе. Это репродукция фотографии берега озера, на котором в наше время расположен городской пляж. Кроме этой небольшой оплошности к первой части книги замечаний нет.
Вторая же часть, или, точнее, последняя, седьмая ее глава, которая, тем не менее, занимает больше трети объема книги, посвящена обзору творчества М.М. Смодора и содержит биографическую информацию, местами ошибочную.
Например, на стр. 101 можно видеть фото Смодора с "братом". Аргументы за то, что человек на этом фото не может быть братом Смодора, приведены в отдельном посте выше в этой ветке форума, нет нужды их повторять. Далее, на странице 121 (второе фото внизу) видим фотографию двух детей, очевидно, братьев, предваряемую абзацем о том, что у М.М. Смодора и его супруги Фаины Ароновны было двое приемных (!!) детей, и что на фото внизу - их портрет. Не знаю, откуда взялась эта версия о "приемных" детях. Ниже в этом посте (третье фото внизу) приведен потрет М.М. Смодора с детьми, сделанный, очевидно, им самим около 1932 года, судя по возрасту детей. Слева к этому фото я приложил фото Фаины Ароновны в молодости, примерно на 10 лет раньше.
Нетрудно убедиться, что старший сын Рафаил - просто копия матери. Младший с годами тоже стал очень похож на мать - смотрите следующее фото внизу, военное, сделанное в 1943 году, когда обоим сыновьям, несмотря на молодость, пришлось надеть форму и взять в руки оружие. К сожалению, оба они погибли на войне. Их имена увековечены на обелиске перед 4-й школой. Эти два фото, да и другие из сохранившихся, оставляют мало шансов версии о "приемных" детях Смодоров.
Также видно, что на фото со страницы 121 книги Сотникова дети вовсе не М.М. Смодора. Но тогда чьи это дети?
На коллаже, составленном Смодором из фотографий своих родственников, обсуждению которого посвящен предыдущий пост, фото старшего из братьев можно найти 6 раз, младшего - 2 или 3 раза. Тем самым, можно сразу сказать, что это фото внучатых племянников Смодора. Подборка фото (четвертое фото в конце поста), частично взятых из коллажа, а в основном из галереи "Портретные снимки галичан" показывает, как братья менялись с возрастом в течение примерно 9 лет - с 1909 по 1918 годы. Среди других их фото в галерее есть фото старшего брата в возрасте около года с матерь и отцом (в верху подборки приведено фото с матерью). Их родителями при таком ретроспективном рассмотрении оказываются племянник Смодора Соломон Маркович Самодур и его жена, многочисленные портреты которых и их идентификация обсуждались несколькими постами выше в этой теме.
Судя по всему, младший из братьев (на всех фото из подборки внизу он справа) и есть тот самый Семен Соломонович Самодур, актер и режиссер Центрального театра кукол С.В. Образцова, которому также был посвящен выше в этой теме отдельный пост.
Вложения
На обложке не Рыбная слобода! Видны главы Смоленской церкви (теперь там СИЗО) и колокольня Христорождественской церкви (снесена, на ее фундаменте построено также одно из зданий СИЗО). Значит это берег современного городского пляжа.
На обложке не Рыбная слобода! Видны главы Смоленской церкви (теперь там СИЗО) и колокольня Христорождественской церкви (снесена, на ее фундаменте построено также одно из зданий СИЗО). Значит это берег современного городского пляжа.
НВ_Сотников_Галич_и_Рыбная_Слобода_издКострома_2015.jpg (359.52 КБ) 1923 просмотра
Этот абзац содержит много ложной информации. На фото не дети М.М. Смодора, а его внучатые племянники, сыновья С.М. Самодура.
Этот абзац содержит много ложной информации. На фото не дети М.М. Смодора, а его внучатые племянники, сыновья С.М. Самодура.
НВ_Сотников_Галич_и_Рыбная_с121.jpg (96.42 КБ) 1923 просмотра
Слева портрет Ф.А. Смодор (Фарбман) 1922 года. Фото М.М. Смодора с детьми 1932 года. Видно, что дети очень похожи на мать, особенно старший - обычно так не бывает, когда дети приемные.
Слева портрет Ф.А. Смодор (Фарбман) 1922 года. Фото М.М. Смодора с детьми 1932 года. Видно, что дети очень похожи на мать, особенно старший - обычно так не бывает, когда дети приемные.
ММ_Смодор_с_детьми_и_ФА_Фарбман.jpg (135.13 КБ) 1923 просмотра
Ф.А. Смодор с сыном Львом в 1943 году. Видно, что младший сын с годами тоже стал очень похож на мать.
Ф.А. Смодор с сыном Львом в 1943 году. Видно, что младший сын с годами тоже стал очень похож на мать.
ФА_Смодор_с_сыном_Львом_1943.png (476.44 КБ) 1923 просмотра
Подборка показывает, как братья с портрета со с. 121 книги Сотникова менялись в течение примерно 9 или 10 лет с 1909 года по 1918. Вверху фото старшего брата в возрасте около 1 года с матерью - это жена племянника М.М. Смодора С.М. Самодура. Младший из братьев (на всех фото он справа) очень похож на Семена Самодура (обсуждался выше в этой теме).
Подборка показывает, как братья с портрета со с. 121 книги Сотникова менялись в течение примерно 9 или 10 лет с 1909 года по 1918. Вверху фото старшего брата в возрасте около 1 года с матерью - это жена племянника М.М. Смодора С.М. Самодура. Младший из братьев (на всех фото он справа) очень похож на Семена Самодура (обсуждался выше в этой теме).
Сыновья_СМ_Самодура_1909-1918.jpg (240.47 КБ) 1923 просмотра
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2920
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

История Галича в фотографиях

Сообщение Mikhail »

Внизу пара интересных фотографий в стиле было-стало более чем столетней давности. Обе они сделаны примерно с одного и того же места - с колокольни Воскресенской церкви. Этой колокольни давно уже нет. В небольшом каменном здании, оставшемся от церкви, в советское и постсоветское время располагалась галичская метеостанция. На фотографиях видны нижние ряды торговой площади, справа летняя и зимняя Богоявленские церкви, а немного дальше в центре снимка - Рождественская и Смоленская церкви. Первая фотография сделана примерно на рубеже XIX и XX веков. Вторая - примерно на 10 лет позже, в 1909 или 1910 году, вероятно, по заказу К.В. Палилова для очередной серии открыток. О величине временного промежутка между этими двумя фотографиями можно судить, например, по деревьям, выросшим за это время вокруг Богоявленской церкви. Кроме того, если приглядеться, на второй фотографии вокруг центрального купола зимней Богоявленской церкви можно видеть строительные леса. Есть еще по крайней мере две фотографии этой церкви со строительными лесами вокруг центральной главы, обе они датированы 1910 годом.
Сравнивая фото, можно видеть, как изменился вид площади за 10 лет. Появились новые каменный здания театра Архангельских у левого края второго снимка и большого доходного дома на Богоявленской улице, где в советское время были почта-телефон-телеграф. Видно, как разросся город в сторону Рождественской и Смоленской церквей и дальше. Изменился и вид каменных рядов, особенно их кровли. Деревянные складские здания за рядами были перестроены. Также на Богоявленской появилась каменная лавка Нешпанова, очевидно, на месте деревянного склада.
Также можно видеть, что зимняя Богоявленская церковь, напротив, никак не изменилась за первые 10 лет прошлого века. Интересно, что никакой лестницы или крыльца, ведущего на второй этаж справа от церкви не было ни в 1900, ни в 1910 году. Возникает справедливый вопрос - откуда взялась идея сделать в ходе последней реставрации такую капитальную каменную крытую лестницу, которая кардинально изменила исторический вид церкви? Никаких документальных предпосылок для такого шага реставраторов, насколько мне известно, не существует. Менять исторический вид древнейшего здания города без достаточных оснований - это, пожалуй, новое слово в реставрации.
Вложения
Церковь_Богоявления_конец_XIXв.jpg
Церковь_Богоявления_конец_XIXв.jpg (377.44 КБ) 1073 просмотра
Церковь_Богоявления_1910.jpg
Церковь_Богоявления_1910.jpg (177.48 КБ) 1073 просмотра
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2920
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

История Галича в фотографиях

Сообщение Mikhail »

Зимняя Богоявленская церковь - самое старое здание Галича, чудом пережившее "безбожную пятилетку" 1930-х. Постройка каменной церкви на месте более ранней деревянной была начата, согласно сохранившимся документам, в 1683 году. Удивительно, но такая небольшая церковь была задумана как двухэтажная. В 1687 году был освящен нижний этаж. Строительство второго этажа затянулось, освящен он был только в 1710 году. Это были тяжелые времена для русского севера. В 1690-е годы царь (императором он стал называться с 1721 года) Петр I вел войну с Османской империей (азовские походы), в 1700 году начал затяжную войну со Швецией, буквально опустошившую северные губернии России. Вероятно поэтому затянулось строительство церкви и поэтому мы видим на разных стенах разное количество окон, разную отделку каменных наличников, странную двухэтажную апсиду, которая перекрывает частично окна второго этажа. При раскопках вокруг и внутри церкви обнаружились фундаменты бокового крыльца и двух дополнительных апсид, которые, очевидно, предполагалось построить вначале, но которые тогда не были построены. Прямо под алтарем была найдена могильная плита с надписью о моровом поветрии - великой эпидемии чумы 1654 года. Очевидно, чумная могила на кладбище у старой церкви оказалась на месте планируемого алтаря новой церкви, и ее не решились вскрыть, чтобы перенести захоронение, так и оставили прямо под полом практически в центре алтарной части. Этими нестыковками и особенностями, хранящими живую историю XVII века, как раз и ценен этот памятник архитектуры. Фотографии ниже показывают вид церкви на протяжении более 100 лет примерно с конца XIX века до предпоследнего этапа реставрации 2019 года.
Вложения
Это самая старая фотография зимней Богоявленской церкви.
Это самая старая фотография зимней Богоявленской церкви.
Богоявленская_церковь_конец_XIX_в.jpg (22.52 КБ) 1039 просмотров
Проезд в центре снимка - современный переулок Подбельского. Дома на углу по правой стороне переулка давно уже нет. Он был снесен в 1914 году при строительстве дома Жилиной. Сверху и снизу у правого обреза фотографии видны прижимные лапки характерной для фотографий В.Н. Кларка формы.
Проезд в центре снимка - современный переулок Подбельского. Дома на углу по правой стороне переулка давно уже нет. Он был снесен в 1914 году при строительстве дома Жилиной. Сверху и снизу у правого обреза фотографии видны прижимные лапки характерной для фотографий В.Н. Кларка формы.
Богоявленская_церковь_ВН_Кларк_1908.JPG (109.05 КБ) 1039 просмотров
Богоявления_1908-1909.jpg
Богоявления_1908-1909.jpg (141.93 КБ) 1039 просмотров
Богоявленская церковь_СА_Орлов_1909.JPG
Богоявленская церковь_СА_Орлов_1909.JPG (193.52 КБ) 1039 просмотров
Это фото в точности соответствует по времени второму снимку торговой площади из предыдущего поста - на это указывают строительные леса вокруг центральной главы. В церкви было два этажа - в названии снимка перечислены все престолы, в честь которых церковь была освящена.
Это фото в точности соответствует по времени второму снимку торговой площади из предыдущего поста - на это указывают строительные леса вокруг центральной главы. В церкви было два этажа - в названии снимка перечислены все престолы, в честь которых церковь была освящена.
Богоявления_Николая_Зосимы_Савватия_1910.jpg (121.66 КБ) 1039 просмотров
На снимке крыша и часть верхнего этажа Богоявленской церкви видны на заднем плане за строящимися в ходе реконструкции нижними торговыми рядами. В таком виде - без глав и уже без колокольни - церковь простояла около 40 лет при советской власти.
На снимке крыша и часть верхнего этажа Богоявленской церкви видны на заднем плане за строящимися в ходе реконструкции нижними торговыми рядами. В таком виде - без глав и уже без колокольни - церковь простояла около 40 лет при советской власти.
Богоявленская_церковь_за_рядами_1972.jpg (69.45 КБ) 1039 просмотров
Также при советской власти одновременно с реконструкцией торговых рядов и строительством памятника павшим воинам был восстановлен исторический вид Богоявленской церкви, только уже без колокольни.
Также при советской власти одновременно с реконструкцией торговых рядов и строительством памятника павшим воинам был восстановлен исторический вид Богоявленской церкви, только уже без колокольни.
Богоявленская_церковь_конец_1970-х.jpg (575.52 КБ) 1039 просмотров
Примерно в таком виде церковь простояла еще 30 лет в качестве общественного здания, в котором располагалось отделение музея, пока не было передано церкви.
Примерно в таком виде церковь простояла еще 30 лет в качестве общественного здания, в котором располагалось отделение музея, пока не было передано церкви.
Богоявления_Николая_Зосимы_Савватия_2007.jpg (107.48 КБ) 1039 просмотров
Так церковь выглядела перед началом очередного этапа реставрационных работ. До этого вокруг нее в течение 10 лет проводились археологические раскопки.
Так церковь выглядела перед началом очередного этапа реставрационных работ. До этого вокруг нее в течение 10 лет проводились археологические раскопки.
Богоявления_Николая_Зосимы_Савватия_2014.jpg (114.58 КБ) 1039 просмотров
В таком, практически полностью восстановленном историческом виде церковь оказалась после очередной реставрации.
В таком, практически полностью восстановленном историческом виде церковь оказалась после очередной реставрации.
Богоявления_Николая_Зосимы_Савватия_2019.jpg (173.64 КБ) 1039 просмотров
Вид отреставрированной церкви со стороны алтарной части, как она выглядела в 2019 году.
Вид отреставрированной церкви со стороны алтарной части, как она выглядела в 2019 году.
Богоявления_2019.jpg (589.04 КБ) 1039 просмотров
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2920
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

История Галича в фотографиях

Сообщение Mikhail »

В этом сообщении речь пойдет о совсем недавней истории, практически о недавних событиях, имеющих, тем не менее, большое историческое значение.
Итак, в 2019 году, после очередного этапа реставрации, церковь Богоявления приобрела практически законченный, приличный и вполне исторический вид.
И все бы хорошо, но реставрации, как известно, стоит только начаться, а там уж ее ничем не остановишь! Судя по всему, в чью-то светлую голову, не хочу показывать пальцем, пришла гениальная мысль, как можно эту старинную и много повидавшую церковь обновить, сделать красиво, привести, так сказать, в соответствие с ее нынешним статусом.
Ничего, что при этом будет искажен ее исторический вид и нарушен архитектурный ансамбль исторического центра города. Всегда можно сослаться на то, что такой ее и задумали строители - тем более, что при раскопках обнаружились фундаменты. Ничего, что на этих фундаментах никогда не было построек. Можно сделать как-бы так, как вроде бы задумали, но не сделали в XVII веке ее тогдашние строители. Что они там на самом деле думали и почему не построили - неважно. Что отцы не достроили - мы достроим.
И достроили. Старинную церковь не узнать. Дополнительные апсиды зрительно утяжелили и сделали совершенно неузнаваемым алтарный фасад. Огромное, сложной формы каменное крыльцо с северной стороны изменило силуэт церкви, перетянуло архитектурную доминанту на себя. С другой, южной стороны, того же эффекта достигли упорные реставраторы, достроив дополнительную секцию трапезной, значительно удлинив ее в западную сторону, до самого фундамента снесенной в 1930-е годы колокольни. Теперь это совсем другая церковь - совсем не тот маленький несуразный зимний храм, простоявший, тем не менее, на этом месте триста с лишним лет. Хотелось бы знать, как долго он простоит в этом своем новом виде, но, боюсь, уже не доведется.
Вложения
Вновь построенные дополнительные апсиды в нижнем ярусе алтарной части Богоявленской церкви. Вид с юго-восточной стороны.
Вновь построенные дополнительные апсиды в нижнем ярусе алтарной части Богоявленской церкви. Вид с юго-восточной стороны.
Богоявления_Николая_Зосимы_Савватия_2023_1.jpg (76.28 КБ) 597 просмотров
Алтарная часть церкви Богоявления с восточной стороны. Видно, как вновь построенные дополнительная апсида и большое каменное крыльцо перегрузили восточный фасад, совершенно исказив исторический вид церкви.
Алтарная часть церкви Богоявления с восточной стороны. Видно, как вновь построенные дополнительная апсида и большое каменное крыльцо перегрузили восточный фасад, совершенно исказив исторический вид церкви.
Богоявления_Николая_Зосимы_Савватия_2023_2.jpg (775.7 КБ) 597 просмотров
Вновь построенное большое, сложной формы каменное крыльцо с северной стороны. Самой церкви за ним практически не видно.
Вновь построенное большое, сложной формы каменное крыльцо с северной стороны. Самой церкви за ним практически не видно.
Богоявления_Николая_Зосимы_Савватия_2023_3.jpg (108.59 КБ) 597 просмотров
Вновь построенная секция трапезной с входом с западной стороны. На этом месте чуть менее ста лет назад была колокольня. Массивное каменное крыльцо слева от церкви перекликается с таким же новоделом, исказившим облик другого архитектурного памятника исторического центра - лавки Нешпанова. Второе крыльцо видно на заднем плане у правого края снимка.
Вновь построенная секция трапезной с входом с западной стороны. На этом месте чуть менее ста лет назад была колокольня. Массивное каменное крыльцо слева от церкви перекликается с таким же новоделом, исказившим облик другого архитектурного памятника исторического центра - лавки Нешпанова. Второе крыльцо видно на заднем плане у правого края снимка.
Богоявления_Николая_Зосимы_Савватия_2023_4.jpg (98.46 КБ) 597 просмотров
Южная сторона церкви Богоявления. Слева видна вновь построенная секция трапезной, выделяющаяся белизной штукатурки и новой крышей с большой трубой. Справа свежей белизной сияет вновь отстроенная дополнительная апсида в нижнем ярусе.
Южная сторона церкви Богоявления. Слева видна вновь построенная секция трапезной, выделяющаяся белизной штукатурки и новой крышей с большой трубой. Справа свежей белизной сияет вновь отстроенная дополнительная апсида в нижнем ярусе.
Богоявления_Николая_Зосимы_Савватия_2023_5.jpg (83.04 КБ) 597 просмотров
Ответить