Достопримечательности Галича

история и современность
Ник
_
_
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 23:59
Откуда: Галич

Сообщение Ник »

Хочу сказать немного о Тычинкине, которого мало кто знает, взяв отчёт Леонида Ивановича Белова из его архива, который занимался поисками «Галичского летописца» Вот эти выдержхи:
Тычинкин Иван Иванович-историк Галича, любитель Галичской старины, пробирный мастер.

1. М.Я. Диев сообщил о нем в своём словаре:
124. Тычинкин Иван Иванович, мещанин гор. Галича. Несмотря на бедность и большое семейство, собрал довольно грамот и разных рукописей и из них составил «Галичский летописец», который в 1831 году представил через П.П.Свиньина в «Общество истории и древностей Российских», а также представил туда ещё несколько грамот.
«Галичский летописец» Общество поручило рассмотрению Василия Назаровича Каразина; последовавшие вскоре повеления Государя Императора выехать Каразину из Москвы в свою усадьбу Духовщинского уезда было причиною, что рукопист так и осталась у Каразина. (В последствии яко бы сгорели вместе с библиотекой Каразина)
В 1836 г. Тычинкин представил в то же Общество составленное им «Краткое описание Соли-Галичского монастыря», которое было передано на рассмотрение И.М.Снегирёва. Одобрив этот труд, Снегирёв предложил избрать Тычинкина в корреспонденты, что Обществом и принято в заседании 31-го октября того же года. (см. «Русск. Историч. Сборник», т.1, кн. 1, стр. 122).
Тычинкин скончался ещё в цветущих летах.
См. Титов А.- «Материалы для био-библиографического словаря (словарь писателей светского и духовного чина Костромской губ. по рукописи М. Я. Диева- «Учёные делатели Костромского вертограда»), М. 1892 г., стр 40.

2. Я выписал из Московской Публичной Историч. библиотеки том. I «Русского Исторического сборника. 1837 г.» (на кой ссылается М. Я. Диев) и прочитал в нем следующее:
Летописи Общества
(извлечения из протоколов…)

1836 года сентября 30 дня.
«UII. Представлено через Секретаря несколько древних документов, от Галичского пробирного мастера Тычинкина (подчеркнул я- Л.Б.), а именно: «Описание Солигаличского монастыря», и краткое им описание , составленное приносителем.
Д. Член И.М. Снегирёв принял на себя рассмотреть оные документы и сказать о них своё мнение». (см. стр. 121).
1836 года октября 31 дня.
«III. Д. Член И. М. Снегирёв донёс Обществу, что древние документы, собранные пробирным мастером Иваном Тычинкиным, и взятые им на рассмотрение в прошедшем заседании, имеют важность относительную для Истории Российской Исрафхии, и предложил препроводить их к Его Высокопреосвященству г. Почётному Члену Киевскому Митрополиту Евгению на учёное рассмотрение. При том Д. Член обратил внимание Общества на некоторые другие труды и пожертвования г. Тычинкина, и особенно на «Историю Галича», им представленную в рукописи (подчёркнуто мной- Л.Б.), и предложил избрать его в Корреспонденты Общества. Общество изъявило своё согласие». (см. стр. 122).
«Русский исторический сборник», ред. М. Погодин, т. I, кн. 1-я, М. 1837, стр. 121-122.

3. Впервые о Тычинкине мне сообщил В.В.Касторский 18.08 1948 года, что он прочитал в Публичной библиотеке им. Щедрина о нём в работе проториея М.Я.Диева- «Учёные деятели Костромского ветрограда».
4. В.И.Смирнов несколько раз настойчиво советовал галичским краеведам:
«Ищите летопись Тычинкина». Он придавал ей большое значение. В одном из своих последних писем в Галич (из Костромы) В.И.Смирнов сообщил, что «летопись Тычинкина должно быть есть в архивах Костромского музея».
5. На мой запрос по этому вопросу зав. Историческим отделом Костромского краеведческого музея Нина Николаевна Клепикова ответила:
«…Ничего не нашли также и о Тычинкине. В материалах к библиографическому словарю, который собирал Виноградов, о Тычинкинском летописце только ссылка на «Памятную книгу по Костромской губ. на 1862 г., которая Вам известна. (письмо получил в июне 1950 г.).
6. «Подробности о жизни…Паисия Галичского см. в описаниях г. Галича и Галичского Паисиевого монастыря, напечатанных в «Памятной книге Костромской губ. на 1862 г.», также в исторических записях Тычинкина, представленных в Императорское Общество Истории и Древностей Российских».
В.А.Самарянов- «Памятная книга для Костромской епархии», Кострома, 1868 г., стр.62. (письмо от 09.07. 1950 г.)
7. «Сообщение о трёх князьях- братьях Семёне, Андрее и Фёдоре, якобы проживающих в Галиче в CII веке, найденное в неизвестной рукописи «коленного письма» Тычинкиным, не внушает доверия*).
*)Памятная книга Костромской губ. 1862 г.
П.П.Смирнов-«Древний Галич и его важнейшие памятники, см. стр 85 учёных записок.

8. М.Я.Диев в письме к проф. И.М. Снегирёву от 6 февраля 1832 г. (см. «Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских, кн. I, в приложениях: «Письма проториея М.Диева к И.М.Снегирёву»), на стр. 35 сообщает:
«В числе моих затей не последнее место в голове занимает намерение направить «Историческое описание Галича», которое представлено в достопочтеннейшее Общество. Для сей цели на сих неделях я получил описание сего города, составленное писцом князем Мещёрским в 1632 году; рукопись любопытная по многим отношениям. Редкий город в северной России так сберёг старинные рукописи, как Галич; там есть свой летописец, довольно обширный. Описание Галича, представленное Тычинкиным, есть сокращение сего летописца, которое там известно под именем Галичского и Березниковского. Не имея случая достать сей летописец, осмеливаюсь покорнейше просить Вас, милостливый государь, не можно ли описание Галича Тычинка (д.б. описка: надо- Тычинкина- Л.Б.) сообщить мне на короткое время; по описании не изменно возвратить его с благодарностью».
Поэтому у меня нет сомнений, что материалы, которые сейчас обнаружились, составляют часть «Галичского летописца», поскольку он, видимо, был разбит на несколько частей в «Общество истории и древностей Российских». Это видно по документам, собранным Беловым. Таким образом часть этого летописца могла попасть и библиотеку Салтыкова-Щедрина. Перевод со старославянского сделан А.Ф. Белоруковым. Сделаны фотокопии и самих старославянских текстов. Подождём Авдеева. Он специалист в этом языке. Может, что ещё интересного там можно прочитать.
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2883
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Ник писал(а):материалы, которые сейчас обнаружились, составляют часть «Галичского летописца»,
Вы их держали в руках? Сделали копию?
Ник
_
_
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 23:59
Откуда: Галич

Сообщение Ник »

Конечно сделал.
Аватара пользователя
Атрём
_
_
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 15:05

Сообщение Атрём »

Придумал!!!! Можно заложить в перспективу развития города строительство набережной где нить недалеко от центра. Пару лет отвоевывать у озера сушу путем засыпания гравия и др. , потом песка, гравия, песка, асфальта, земли под насаждения; поставить беседки, лавочки, организовать газоны, пешеходные дорожки, места под игровые площадки (волейбол, минифутбол, скейт-, ролики), сдать места в аренду под кафе-рестораны, вдоль озера парапеты, перила с изящными решетками.... Эх каку красату придумал..... И Галичане потянутся к этому месту, центром культ отдыха станет!
Отдаю эту идею на всеобщее "растерзание" !!! Возможно ли такое впринципе, учитывая фин вопрос, геодезию и прочие условия для создания "мечты"??? :-)
Умом Россию не обнять!
Аватара пользователя
Птица Ксеникс
Администратор
Сообщения: 1046
Зарегистрирован: 05 апр 2007, 22:11
Откуда: извне

Сообщение Птица Ксеникс »

Честно - нет...
Хотя бы потому, что озеро слишком "гуляет" от года к году: в прошлом году к перевозу подойти было противно: одни всплывшие бутылки и тина, а в этом году под баржей какая-никакая водичка плескалась :)
песок, асфальт и прочие изыски все аккуратно будут спорлзать в озёрную котловину, это не выход. Если уж мечтать - скорее о романтической деревянной набережной на сваях, притом такой, чтобы хорошо вдавалась в озеро, чтобы не были ощутимы колебания уровня воды. И будет красота - "А я иду по деревянным городам, где мостовые скрипят как половицы"...
Не одна дорога ведёт в Рим...
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2883
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Атрём писал(а):Можно заложить в перспективу развития города строительство набережной
Уже закладывали. В администрации есть даже немаленький фанерный макет города-сада советского периода с парками и набережными, который предполагалось построить на месте окончательно уничтоженного Галича. Только неувязочка в этом проекте - людям места не оставили - для них поставили типовые многоэтажные бетонные коробки где-то на горе, на ветродуе. А более чем двухсотлетнюю Рыбную слободу, а заодно и все прибрежные частные владения предполагалось снести окончательно и навсегда. А чем будут люди жить во время наших многочисленных кризисов - огородов у озера - не предусмотрели. Ведь на горах в нашем климате не очень-то все растет - там нет озерного микроклимата, все мерзнет, да и воду для полива туда подавать дорого встанет. Где частные рыбаки будут держать лодки и прочий инвентарь - не учли. Видимо, на рыбколхоз понадеялись. А где он, рыбколхоз? Так что - не нужна в Галиче набережная Круазетт - не из той она страны, не из той эпохи. Да и комары на ней сожрут теплым летним вечером.
Нужен город-сад - стройте, но не ломайте то, что уже есть. А у нас, если возьмутся, ничего толкового не построят - не хватит денег как всегда, а то, что есть - сломают обязательно.
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2883
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Птица Ксеникс писал(а):в этом году под баржей какая-никакая водичка плескалась
В этом году вода высокая, как никогда, в течение всего лета. В сентябре было почти так, как в прошлом году в мае-июне.
Ник
_
_
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 23:59
Откуда: Галич

Сообщение Ник »

Да, по тому проекту города-сада столько дров наломали, столько всего уничтожили - слов нет. Уничтожили Рыбную слободу, которой не 200 лет, а уже более 500. Нарушили весь природный ландшафт дореволюционного города, а это была красивая террасная застройка. Подняли дороги до уровня верхних террас, закопав почти по крыши дома противоположной стороны. Это мы видим в Рыбной слободе, на ул. Гагарина, на центральной площади, где "закопали" нижние ряды, которые раньше были на 0,5 метра выше дороги. Да и верхние тоже закопали, поскольку вход в нижние этажи этих рядов был на уровне тратуара. Проложили канализационный коллектор посередине улиц, практически не имея параллельных дорог для проезда в случае выхода этого коллектора из строя и построили очистные в пойме озера в нескольких сотнях метров от его берега. Слава Богу, что уцелела Набережная, которую собирались "обуть" в бетон. Да земля здесь сезонно то опускается, то поднимается чуть ли не на полметра. Отступились. За всё советское время в Галиче не было приличного архитектора, да и до сих пор нет.
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2883
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Вот фотография этого макета из администрации. Фото сделала Ксения. Я его немного повернул и обрезал для лучшей узнаваемости. Ориентироваться можно по берегу озера и контурам валов - хорошо видны слева валы в центре, а справа - Балчуг. Остальное узнать практически невозможно. Вот такие были маниловские планы в советское время.
Вложения
город_сад.jpg
город_сад.jpg (277.32 КБ) 9493 просмотра
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2883
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Нашел в книге "В.Н.Иванов. Кострома. Художественные памятники. Изд. 2-е, доп. - М.:Искусство, 1978. 224 с., илл." фотографию и описание реликвии разрушенной церкви Параскевы Пятницы в Рыбной слободе - деревянной скульптуры Параскевы Пятницы.
Ник, в Вашей книге "История рыболовства и Рыбной слободы..." приведена фотография другой скульптуры.
http://www.galich44.ru/index.php?option ... mitstart=9
Какая из этих двух скульптур действительно галичская?
P.S. Похоже, в книге В.Н.Иванова ошибка, и вместо скульптуры св. Параскевы Пятницы, приведено фото скульптуры св. Екатерины - пояснение см. ниже.
Вложения
параскева_кострома.jpg
параскева_кострома.jpg (86.33 КБ) 9319 просмотров
Последний раз редактировалось Mikhail 08 фев 2009, 13:10, всего редактировалось 2 раза.
Ник
_
_
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 23:59
Откуда: Галич

Сообщение Ник »

Михаил! В свою книжку я поместил фотографию Параскевы Пятницы, которая находилась в киоте церкви Параскевы Пятницы В Рыбной слободе. Там она находилась в церковных ризах. На фотографии, что поместил ты, Параскева без ризы. Я пологаю, что это одна и таже скульптура, поскольку глаза, нос, положение рук совпадают. Церковь тоже полагает, что она Галичская. Хотя в нашем музее недавно экспонировалась расписка и приложенная к ней фотография, у меня справа, что именно эта скульптура была передана в Русский музей. Тут что-то не ясно. На запросы музея к Русскому музею тишина.
Вложения
параскевы.jpg
параскевы.jpg (51.04 КБ) 9303 просмотра
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2883
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Ник, эти три скульптуры - разные. На цветной - во первых, головной убор (очевидно вырезан из дерева) не закроешь ризой, и самое главное - у цветной пальцы раздельные и расставлены, у той, что убрана ризой - пальцы вместе (посмотрите по моей ссылке в предыдущем посте или в Вашем же архиве - фото с очень хорошим разрешением). А третью скульптуру, ту, что справа и совершенно не похожую на две других я вообще вижу впервые! Дело запутывается еще больше ...
Согласен с Вами, что по православной традиции скульптура с цветного изображения, когда она находилась в церкви, очевидно также была убрана ризой и в правой руке ее также должен был быть крест, но это все-же другая скульптура. Интересно, она все еще находится в костромском музее, как это было в 1978 году, или ее куда-нибудь передали? Можно было бы при случае спросить у Л.И.Сизинцевой, она может это знать.
Аватара пользователя
Птица Ксеникс
Администратор
Сообщения: 1046
Зарегистрирован: 05 апр 2007, 22:11
Откуда: извне

Сообщение Птица Ксеникс »

Михаил, я когда смотрела информацию про Троицкий храм Староторжского монастыря нашла информацию про скульптуру Параскевы пятницы - она сейчас хранится в запасниках Русского музея в Санкт-Петербурге. Поищите на его сайте, может быть там будет изображение.
Не одна дорога ведёт в Рим...
Ник
_
_
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 23:59
Откуда: Галич

Сообщение Ник »

Михаил! Сегодня встретился с Сизинцевой и спросил про Параскеву. Видимо Параскева, о которой ты сообщил попала в Кострому из Галичского района, но не из Галича. В Интернете нашёл по адресу:http://igor-tambov.narod.ru/museum/rusa ... t_plus.htm ещё одну Параскеву из нашего Галича. Выкладываю её на сайт и Новгородскую Параскеву. Похожи. Одно слово- угро-фины. Сравни с Параскевой из нашего музея
Вложения
Параскевы.jpg
Параскевы.jpg (61.87 КБ) 9230 просмотров
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2883
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Птица Ксеникс писал(а):Поищите на его сайте, может быть там будет изображение.
Да, спасибо, посмотрю обязательно.
Ник
Галичская Параскева, по-моему, ближе к греческим канонам, но местное своеобразие есть безусловно.
Ник
_
_
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 23:59
Откуда: Галич

Сообщение Ник »

Может быть, Михаил! Думаю,даже убеждён, что скульптурное изображение святых пришло к нам с христианством через Новгород далеко до крещения Руси и появления православия. Эти скульптурные изображения хорошо легли на изображения идолов языческих богов, которые уживались вместе с христианскими и были приняты населением. Причём они есть только в пределах бывшей Новгородской торговой иперии и распространено по Северу. Ну, а поскольку эти деревянные скульптуры резали местные мастера, то они в них и вкладывали, что видели вокруг. Православная церковь не приветствует скульптурное или барельефное выполнение святых. Это принято в каталической и протестанской вере. Православие приветствует икону. Это ещё раз подтверждает, что христианство пришло в наши края до того, как к нам пришло православие второй волной христианизации. Об этом говорит и житие Авраамия Ростовского, родившегося в Чухломе и основавшего Ростов Великий. А поэтому мы все считаемся староверами с православным уклоном, но как сказа епископ Костромской и Галичский Виссарион, посетивший Галич в 1892 году, хотя мы и считаемся провославными, но в церковь ходим не часто и подолгу не идём к причастию и исповеди.
Ник
_
_
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 23:59
Откуда: Галич

Сообщение Ник »

А это вот иконостас ц. Параскевы Пятницы в Рыбной слободе. Справа киот с Параскевой Пятницей в ризах
Вложения
ц. Параскевы Пятницы 01-1.jpg
ц. Параскевы Пятницы 01-1.jpg (64.87 КБ) 4847 просмотров
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2883
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Галичские Параскевы множатся. Вот еще одна:
http://www.kostroma.ru/kostroma/woodmade.htm
Похоже, это та самая, настоящая, только без ризы. Вот подтверждение:
http://kostroma-eparhia.ru/index.php?op ... &Itemid=90
Вообще скульптура Параскевы Пятницы из Рыбной слободы, видимо, довольно значительный исторический памятник. Читаем в сообщении Е.Л.Тихомировой:"Именно из костромского региона, из г. Галича, происходит самый ранний сохранившийся до наших дней резной образ св. Параскевы Пятницы. Скульптура кон. XV – нач. XVI в. Происходит из деревянной Пятницкой церкви Рыбной слободы г. Галича (церковь не сохранилась). В настоящее время находится на временном хранении в Государственном Русском музее (инв. 1264). Размер 170х95 см. В фондах Костромского музея сохранилась дореволюционная фотография данной скульптуры в уборе, воспроизведенная в книге «Русская деревянная скульптура» Н.Н. Померанцева. Интересны [приведенные в книге] воспоминания ученого, проводившего реставрацию этого памятника: «До Великой Отечественной войны вся скульптура и доска были закрыты парчовой ризой, расшитой стеклярусом и перламутровыми плашками, а фон – фольгой. На голове Параскевы был платок. Накладной деревянный нимб был обшит серебряной басмой с характерным для 16 в. орнаментом в виде рыбьей чешуи. В таком виде скульптура воспроизведена А.А. Бобринским в известном альбоме русских деревянных изделий. Долгое время местонахождение данной скульптуры не удавалось установить. В ноябре 1953 г. я выехал в Галич. Вся деревянная скульптура и древние иконы Галичского музея оказались в небольшой комнате чердачного помещения. Скульптуру Пятницы я едва узнал, т.к. она была уже без своего хорошо известного мне убора, от которого в буквальном смысле не осталось ни нитки. Живопись, покрывающая скульптуру, была в таком катастрофическом состоянии, что, не теряя ни одного дня, я решил произвести ее укрепление…»."
Вложения
Параскева.jpg
Параскева.jpg (2.85 КБ) 4826 просмотров
Аватара пользователя
Mikhail
_
_
Сообщения: 2883
Зарегистрирован: 13 окт 2007, 13:58

Сообщение Mikhail »

Кстати, Ник, похоже, в книге В.Н.Иванова ошибка. Деревянная скульптура в короне - не Параскева, а св. Екатерина. Я смотрел каталог выставки "Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера", Архангельск-Москва, 1995 год - там совершенно аналогичная фигура числится как фигура св. Екатерины.
Вложения
Св._Екатерина.jpg
Св._Екатерина.jpg (35.64 КБ) 4821 просмотр
Аватара пользователя
Птица Ксеникс
Администратор
Сообщения: 1046
Зарегистрирован: 05 апр 2007, 22:11
Откуда: извне

Сообщение Птица Ксеникс »

Mikhail писал(а):Я смотрел каталог выставки
Михаил, а где Вы его нашли? Мне тоже очень интересно! :)
Не одна дорога ведёт в Рим...
Ответить