Из всей дискуссии хочется вынести несколько, увы, печальных фактов:
1) Образование по-прежнему играет роль социального лифта. И в Галиче социальный лифт уже приобретает характер территориального: он вывозит всех за пределы города, района, а то и области.
2)При желании, выучиться чему-то можно. Только нет стимула. У учеников - учиться, у учителей - учить. Последнее можно мотивировать
а) низкой зарплатой
б) разочарованием в учениках
в) разочарованем в жизни
С учениками ( и студентами, тут принципиальной разницы нет) всё сложнее. Почему не хотят? Не интересно? Вряд ли - программа не сильно поменялась за много лет, однако раньше она хоть как-то в умы поступала. Мне кажется, нет культуры ОБУЧЕНИЯ. Если родители в детстве (это, как я понимаю, те самые 90-е, когда все были заняты выживанием, и ничем иным) ничему не учили и не дали развиться способности слушать, воспринимать, понимать то, что хотят донети - вот и не получается в школе учиться. И не могу себе представить, каким надо быть талантливым учителем, чтобы этот навык развить. Думаю, надо сначала человека задеть, чтобы у него проснулся личный интерес к вопрому, чтобы он его самого коснулся - тогда можно привлечь внимание, тогда появится интерес. И искусство преподавания - найти те самые точки, которые бы затрагивали всех и относились бы к тому предмету. о котором идёт речь на уроке.
3) Нет веры в нравственный закон. Не буду говорить обо всех, но раз есть столь твёрдая уверенность в его отсутствии - значит, позиции нравственности уже не столь крепки.
4) Так получилось, что вопросы образования и воспитания сливаются в одно. При этом надо всегда их уметь отличить. Это как разица между лектором и учителем: первый материал ПРЕПОДАЁТ, то есть он прочитал - а дальше либо усвоили, либо нет, если не слушали. А учитель - он УЧИТ. И тут как ни крутись, приходится воспитывать. С одной стороны. С другой же, воспитание и образование не всегда согласованы между собой. Чтобы немного отойти от серьёзного тона, могу рассказать об одной личности, которой школа умудрилась дать много знаний, но так и не "воспитать": школа была окончена с медалью, но при этом родители неоднокрано вызывались к завучу и к директору, человека постоянно выгоняли с уроков и вообще, отношения с учителями были ужасные в большинстве своём. А оценки, как ни парадоксально - отличные. Так что школа в первую очередь даёт знания, если не получается, старается хотя бы всех причесать под одну гребёнку, пробует воспитать "нормальных" людей.
Теперь немного конкретнее:
Mikhail писал(а):А чья это основная задача? Родителей?
Да, да и ещё раз да. И никого кроме. Даже если надо работать. Понимаю что всякие бывают ситуации, но воспитание детей у родителей должно быть на первом месте, даже если очень тяжко приходится на жизнь зарабатывать. Зачем тогда они нужны?
Не одна дорога ведёт в Рим...